Сегодня православные христиане во многих странах мира отмечают Рождество по юлианскому календарю. Этой традиции придерживаются и в странах СНГ. В России, например, Рождество – один из наиболее значимых национальных праздников. До 80% россиян официально подтверждают свою принадлежность к Православной Церкви.
Конечно, в последние годы праздник этот в немалой степени оказался политизирован. Многие политики и в Москве, и в регионах вслед за президентом страны сейчас дружно спешат засвидетельствовать свою лояльность Церкви и как на параде выстраиваются в храмах со свечками… Все это очень напоминает партийное единодушие советских времен. Но, увы, таковы пиаровские издержки праздника…
Вместе с тем десятки миллионов простых россиян искренне воспринимают Рождество как символ добра и надежды, созидания и мира. Об этой первооснове религиозного торжества напомнил в Рождественском послании к россиянам патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
Примечательно, что в своем послании Патриарх косвенно затронул и тему весьма напряженных сейчас российско-украинских отношений. Он призвал россиян и украинцев преодолеть все расколы и разделения, остаться братьями во Христе и сохранить молитвенное единство. Символично в этой связи и заявление директора Института стран СНГ Константина Затулина: «Наличие церковного единства – одна из важнейших гарантий невраждебных российско-украинских отношений».
Так же широко, как в России, Рождество по юлианскому календарю отмечается сегодня в Украине и в Грузии, где подавляющее большинство граждан также считают себя православными и где, как это ни удивительно на первый взгляд, наиболее сильны сегодня антироссийские настроения.
А вот в Белоруссии Рождество на государственном уровне отмечается дважды: по католической и по православной традиции. Примечательно, что последовать, по сути, такому же примеру призвала недавно лютеранская церковь Латвии. «В нашей стране очень много православных, эта часть населения должна праздновать Рождество как полагается», – заявил прессе глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии архиепископ Янис Ванагс.
Гораздо скромнее отмечается Рождество в Казахстане, Азербайджане и других исламских государствах СНГ. Но, пожалуй, и здесь празднование Рождества национальными меньшинствами становится своего рода культурным мостиком, связывающим страны-соседи. Таким образом, для бывших республик СССР, где на протяжении десятилетий насильственно господствующей идеологией был воинствующий атеизм, Рождество Христово стало праздником, который реально объединяет миллионы бывших сограждан некогда одной страны.