Линки доступности

Лоббизм – традиция, освященная временем


История лоббирования восходит к незапамятным временам. Шутки ради можно вспомнить, как Ева, уговаривая Адама съесть яблоко, лоббировала интересы дьявола. Лоббисты являются своеобразным промежуточным звеном между теми, кто имеет деньги, и теми, кто обладает властью. Иногда их деятельность нарушает американские законы. На днях в связи с делом Джека Эйбрамоффа лоббирование снова привлекло к себе внимание прессы.

Времена, когда любой американец мог прийти в Белый Дом и попросить аудиенцию у президента, канули в Лету. Сейчас люди идут со своими проблемами или к выборным представителям, или лоббистам – участникам хитроумного механизма, который призван воздействовать на решения Конгресса, Белого Дома, министерств и ведомств.

Практика лоббирования регулируется законом от 1995 года. Только в одном Вашингтоне более 30 тысяч лоббистов. По размаху своей деятельности они уступают лишь государственному управлению и туризму. На один лишь пиар они тратят ежегодно 2 миллиарда долларов.

Возникшие в прошлом веке как группы особых интересов крупных корпораций, лоббисты позднее стали защищать экологию, здравоохранение и гражданские права. Сегодня подобные группы объединяют полицейских, ученых, пенсионеров, педагогов и даже официантов.

Интересы семи тысяч американских теле- и радиокомпаний защищает Национальная ассоциация вещателей США. «Раньше было жестокое требование обязательно представлять в радио- и телепрограммах два противоположных мнения по спорным вопросам, – говорит вице-президент ассоциации Деннис Вартон. – Мы решили, что правило это устарело, обратились в суд и отменили его. Думаю, правительство не должно диктовать СМИ свои условия».

Жаклин Гиллан уже двенадцать лет возглавляет общественную лоббистскую группу «Защитники безопасности дорог и автомобилей». Она рассказывает, что зачастую продвижению тех или иных законов способствуют личные контакты и деловые связи на Капитолийском Холме. Жаклин постоянно привлекает к участию в слушаниях Конгресса свидетелей дорожных происшествий и родственников погибших.

«До встречи с конгрессменами я пытаюсь больше узнать о них самих через помощников, спрашиваю, не попадал ли в аварию кто-либо из родных и близких, – рассказывает Жаклин Гиллан. – Оказалось, многие сенаторы пережили личные трагедии. Так, сенатор Роберт Берд от Западной Вирджинии потерял в автокатастрофе внука, сенатор Дорган от Северной Дакоты – мать, а у сенатора Дивайна от Огайо насмерть разбилась дочь. Такие люди с пониманием относятся к нашим рекомендациям и принимают наши советы».

Ежегодная награда «Лидер безопасности» – знак искренней признательности лоббистов. Ею удостаивают журналистов, работников Красного Креста, конгрессменов. «Безопасность транспорта и дорог для меня вопрос номер один, – говорит удостоенный этой награды сенатор Джон Маккейн. – Награда меня еще к большему обязывает. Кстати, статистика и исследования групп очень нам помогают».

Законы о защитных шлемах для велосипедистов и мотоциклистов, о привязных ремнях и надувных мешках безопасности для автомобилистов правительство принимало по настоянию лоббистов. Они же способствовали введению ограничений на вес и длину грузового транспорта.

Организации преследующие частные интересы, более агрессивны: они оплачивают нужные им статьи в прессе, а порой даже прибегают к подкупу должностных лиц. Например, «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер» и другие национальные автокомпании содержат большой штат лоббистов, юристов, они перечисляют огромные суммы и буквально давят на Конгресс.

«Думаю, реформа финансирования предвыборных компаний исключит опору на большие деньги, и правительство станет учитывать интересы общества», – говорит Жаклин Гиллан.

С появлением интернета в процесс лоббирования включились и малоимущие слои населения, поскольку упростился их доступ к правительству. Так, электронная почта помогла американке Мелинде Герриш объединить женщин, протестующих против закона о контроле над огнестрельным оружием. За год ее организация выросла из пяти до нескольких тысяч человек. По ее мнению, правительство обязано предоставить женщинам право на самозащиту.

Действуют в Америке и лоббисты, защищающие интересы иностранных государств. Так, американец Пол Джоэл представляет интересы Грузии. При его содействии республика уже наладила безопасность границ, таможенную службу, получила гуманитарные поставки зерна.

Чтобы защищать интересы той или иной страны, фирма или частное лицо обязаны зарегистрироваться при министерстве юстиции США и представить подписанный контракт. Затем каждые полгода они должны сообщать о встречах и контактах с членами американского правительства, Конгресса, о темах дискуссий, о денежных переводах в те или иные политические партии, о полученных и раздаваемых подарках. Зарубежные лоббисты имеют разные интересы, но цель у них одна: добиться финансовой и политической поддержки официального Вашингтона.

В свое время, определяя обмен информацией между правительством и обществом, президент Томас Джефферсон назвал его «диалогом демократии». Этот диалог будет продолжаться, опираясь только на честную информацию людей, осознающих, что доверие – самое ценное их достояние.

XS
SM
MD
LG