Линки доступности

Обзор печати от 3 января 2006 г.


Газовое давление Путина. Редакционный комментарий на тему о газовой политике Кремля поместила газета американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл». Он открывается ироничным замечанием: «Владимир Путин определенно умеет выбирать момент. Он пытается использовать против Украины энергетический шантаж в советском духе в то самое время, когда России подошла очередь занять пост председателя «Большой восьмерки».

Москва хочет в четыре раза поднять цену на природный газ, который она продает Украине, напоминают авторы комментария, но истинная цель Кремля, по их мнению, – не столько деньги, сколько политическое давление на своего демократического и свободомыслящего соседа. Год назад украинский президент Виктор Ющенко с помощью «оранжевой революции» победил поддерживаемого Кремлем кандидата в президенты и повернулся в сторону Запада. Энергетическое давление, применяемое Путиным, – это месть, причем менее чем за три месяца до парламентских выборов на Украине, считает газета.

Утверждение России о том, что она лишь стремится получить рыночную цену, звучало бы правдоподобно, если бы существовал рынок, отмечает редколлегия. Украина действительно платит цену намного ниже среднемировой, однако газом, в отличие от нефти, не так много торгуют, и глобальные сравнения не слишком уместны. Более того, «Газпром» – это правительственная монополия, которая может устанавливать цены по своему усмотрению, отдавая предпочтение тем клиентам, которые дружественнее всего относятся к Москве (например, Беларусь).

Газета американских деловых кругов видит в газовом давлении на Киев отражение общих антидемократических тенденций путинского правления. Российский президент сконцентрировал политическую и экономическую мощь в Кремле, ренационализировав обширные энергетические ресурсы страны. Андрей Илларионов, советник Путина по экономическим вопросам, ушедший в отставку в знак протеста против наступления российского президента на демократию, сравнил требования к Украине с нацистскими и советскими ультиматумами накануне Второй мировой войны. «Год назад Путин назвал развал советской империи «величайшей геополитической катастрофой века». С тех пор он действует так, словно хочет восстановить некий вариант этой империи», – говорится в статье.

В свете этого газета считает вступление России на пост председателя «Большой восьмерки» оскорбительным для других членов группы. «Включение России в «Большую восьмерку» никогда не было оправдано с экономической точки зрения, – замечают авторы редакционной статьи. – Оно было нацелено на содействие демократическим реформам в стране, имеющей огромный ядерный арсенал. Вероятно, сейчас архитекторы этой политики «Большой восьмерки», включая президента Буша, начинают понимать, что допустили ошибку», – пишет «Уолл-стрит джорнэл».

Россия успокаивает Запад: кран открыт. Американские газеты пишут о последствиях газового давления на Киев для Западной Европы. Корреспондент «Чикаго трибюн» Алекс Родригес отмечает, что несколько европейских стран уже ощутили дефицит газа. В Австрии и Франции, к примеру, объем газовых поставок в понедельник сократился на одну треть. Венгрия получила на 40% процентов меньше газа, чем обычно. «Представители Евросоюза называют положение катастрофическим, – говорится в статье, – и в среду намерены собраться в Брюсселе, чтобы обсудить пути выхода из кризиса. Они надеются, что Россия поймет, сколь невыгодно ей сориться с Европой».

«Как заметил министр энергетики Великобритании Малколм Уикс, Москва столь же остро нуждается в Европе как в главном потребителе своего газа, как Европа нуждается в Москве как в поставщике. И Россия, похоже, вняла критике, – пишет Алекс Родригес. – В понедельник Кремль заявил, что будет перекачивать больше газа по газопроводу, идущему по территории Украины, чтобы не допустить страданий европейцев в эту особенно холодную зиму».

Собкор «Лос-Анджелес таймс» Ким Мерфи в корреспонденции из Киева в этой связи напомнила, что в неофициальном порядке Россия объяснила уменьшение объема газовых поставок в понедельник «воровством» газа, предназначенного для европейских потребителей. Ну, а вор кто? Понятное дело – Украина. Как заметил в разговоре с американской журналисткой Евгений Гавриленков – главный экономист московской инвестиционной фирмы «Тройка Диалог», газ сам по себе исчезнуть не может. И поскольку украинцы в прошлом уже обвинялись в воровстве газа, он вполне готов допустить, что они делают нечто подобное и сейчас. Впрочем, Гавриленков вынужден был признать, что когда Россия требует с Украины 230 долларов за тысячу кубометров газа, а с Беларуси берет всего 47 долларов, то дело сильно попахивает политикой.

Обзор подготовила Инна Озовская.

XS
SM
MD
LG