Линки доступности

В чем причины украино-российской газовой войны?


Нынешнюю ситуацию в отношениях между Россией и Украиной комментирует по просьбе Русской службы «Голоса Америки» профессор Американского университета (Вашингтон) Владимир Квинт.

Евгений Аронов: Как вам кажется, что вдохновляет политиков Кремля в отношении Украины в газовом аспекте сегодня? Экономические соображения – желание как можно больше заработать на конъюнктуре из-за высоких цен на энергоносители? Или вы видите какую-то геостратегическую, геополитическую составляющую во всех «газовых разборках»?

Владимир Квинт: Ну, во-первых, ваш вопрос для меня звучит несколько антироссийски. Почему? А потому, что Россия, как и любая страна, продавая на экспорт любой из своих природных ресурсов, или продуктов на основе природных богатств, должна стремиться продавать их по мировым ценам, а если возможно, то выше мировых. Россия долгие годы продавала газ Украине в три раза ниже мировых. Это, конечно, экономическое преступление по отношению к российскому народу, потому что российский народ в это же время платил за газ в три раза больше, чем за это платили украинцы, не имеющие газа. Как так?

В основе таких отношений лежит, конечно, все та же российская коррупция. Коррупционные связи между украинскими и российскими бюрократами – вопрос очень серьезный. Если Россия сегодня пытается продавать в Украину (т.е. в иную страну, за рубеж) газ по мировым ценам – это право России, а кроме того, это обязанность российских бюрократов, российского правительства. Это одна сторона вопроса.

Вторая сторона вопроса, конечно же, совершенно другая. Почему Россия несла убытки непрерывно при продаже газа в Украину, годами, и вдруг решила эти убытки ликвидировать?

Е.А.: Да, почему сегодня?

В.К.: Почему сегодня? В основе этого подхода, конечно, лежит политика, глобальная политика, политика в отношении Ближнего Зарубежья в целом, не только Украины. Россия хочет показать, что тот, кто с нами, тот имеет привилегированные внутренние цены. Например, такая ситуация сохраняется сегодня с Беларусью…

Е.А.: …и с Арменией.

В.К.: Армения – под серьезным вопросом, потому что, видимо, с Арменией Россия будет пересматривать эти отношения. Что касается Беларуси – нет. Есть договор, есть стратегические отношения, процесс создания якобы будущего российско-белорусского государства (что у меня вызывает большие сомнения). Тем не менее это, бесспорно, политика.

Е.А.: Как вы думаете, оказывая такое давление на Украину сегодня, Москва играет и с какими-то внутренними силами в самой Украине?

В.К.: В Украине власть некрепка. В Украине пришел к власти союз политического лидера Ющенко с (я считаю) коррумпированными структурами другого лидера – Тимошенко. Кроме того, в Украине была возможность победы криминально-коммунистического блока во главе с Януковичем. Вот такой расклад сил. Мне кажется, украинская политика из этого кризиса, возможно, выйдет обновленной, потому что я уверен: в Украине есть новые свежие молодые лидеры.

Я исхожу даже из того, что говорит нынешний министр энергетики Украины Яценюк. Он говорит: то, что газ в Украине дешевле для местных жителей, чем для жителей России, само по себе неправильно. А Украина должна стремиться поднять цены до уровня мировых (если они еще не подняты), за транзит газа.

А откачивать газ из трубы… Вот эксперты немецкой организации «Рургаз» установили, что в течение первых двух с половиной дней этого года – 2006-го – газ на 30% был откачан в Украине. Потому что заслонка газа, как вы знаете, стоит в Курской области. Поэтому немецкие специалисты легко определили, где был украден газ.

Вопрос перешел, как вы правильно сказали, в геополитическую стадию. И это ведь можно было спрогнозировать не сегодня, а десять лет назад. Я помню, у Украины был замечательный министр иностранных дел Геннадий Иосифович Удовенко, который в 1996 году говорил, что Россия и Украина фактически идут и готовятся, а может быть, уже находятся в стадии экономической войны.

Что касается Украины, то они должны стремиться создать стратегию своей экономической безопасности, диверсифицировать, как они правильно пытаются, газ. О чем они думали месяц, три месяца назад, год назад, когда они пришли к власти? Они же понимали, что раз они выбирают курс на Запад (который я считаю единственно правильным для Украины политически), и не додумали, что они должны сохранить экономические связи с Россией, – то они повторяют по сути дела ошибки Ландсбергиса.

Почему Ландсбергис потерял всяческое влияние в Литве, которую он привел к свободе? Да потому, что он забыл, что одно дело – политическая независимость и политическая свобода, а другое дело – экономические связи. Он потерял Россию как рынок сбыта, он потерял Россию как источник ресурсов, и вернувшийся к власти бывший первый секретарь ЦК компартии Литвы Бразаускас занял более грамотную позицию: политическая независимость и экономические связи.

XS
SM
MD
LG