Линки доступности

Обзор печати от 2 января 2006 г.


Газовый конфликт. Все ведущие американские газеты уделяют внимание российско-украинскому газовому конфликту. «Россия перекрывает газопровод в Киев», под таким заголовком газета «Вашингтон таймс» поместила статью Кристиана Лоу.

Автор отмечает, что российско-украинский газовый конфликт угрожает энергетическим кризисом странам Европы, подчеркивая, что действия государственной монополии - «Газпрома», прервавшие поставки газа Украине, совпали по времени с началом председательства России в большой Восьмерке.

Сообщая о заявлениях «Газпрома» об отказе Украины подписать новый контракт, повышающий цены на газ в четыре раза, Лоу приводит слова президента Виктора Ющенко о том, что Украина готова платить затребованную российской стороной цену, но не прямо сейчас. По словам Ющенко Украина готова в 2006 году закупать газ по рыночным ценам, однако эти цены должны быть сопоставимыми с ценами, которые платят Европейские страны.

Кристиан Лоу напоминает, что Западная Европа импортирует из России 25% потребляемого ею газа, и что большая его часть поступает через газопровод, проходящий по территории Украины.

Автор статьи отмечает далее, что, хотя Европейский союз не ожидает нехватки газа, он выражает озабоченность конфликтом, уже приведшим к снижению давления в газопроводе, проходящем по территории Украины. ЕС обеспокоен российско-украинским спором еще и потому, что в связи с зимними холодами должна возрасти потребность в газе в странах Западной Европы. Несмотря на российские заявления о том, что ее спор с Украиной ничто иное, как «деловые разногласия», многие считают, что Россия использует энергоносители в качестве орудия политического влияния. Газета приводит мнение Виктора Ющенко о том, что Москва не скрывает своего раздражения стремлением Украины вступить в НАТО и Европейский Союз. Именно этим обстоятельством Украина объясняет повышение цен на российский газ, который страны, более дружественно настроенные по отношению к Москве, в частности Беларусь, получают по гораздо более низким ценам.

В статье приведены слова Валерия Нестерова, аналитика Московской брокерской фирмы «Тройка Диалог», о том, что Россия хочет сделать энергетическую безопасность ключевым фактором для стран Большой восьмерки, но в то же самое время энергетический фактор становится источником опасности. Россия же, со своей стороны, стремится дать гарантии, что последнего не произойдет. В частности, автор статьи цитирует заявление министра промышленности Франции Франсуа Лоса о том, что данные Россией гарантии непрерывности поставок газа, демонстрируют ее ответственность перед Большой восьмеркой, которую она только что возглавила.

Восемьдесят процентов экспортируемого Россией газа идет через территорию Украины, главным образом в Германию, Италию и Францию, которые в случае перерыва в поставках должны будут искать альтернативные источники импорта. Министры энергетики этих стран и Австрии обратились к Москве и Киеву с призывом обеспечить стабильность газовых поставок. В среду состоится чрезвычайное совещание представителей стран ЕС, на котором будет обсуждаться этот вопрос.

Необоснованное председательство. Издающаяся на Лонг-Айленде в пригороде Нью-Йорк газета «Ньюсдэй» в канун Нового года опубликовала редакционную статью в связи с переходом к России с первого января председательства в Большой восьмерке – элитном клубе ведущих мировых держав. Газета ставит членство России в этой организации под сомнение.

«Ньюсдэй» ссылается при этом на недавние высказывания ушедшего в отставку экономического советника президента Путина Андрея Илларионова и на новый закон о НПО, ставящий неправительственные организации под жесткий правительственный контроль.

«Все эти обстоятельства заставляют усомниться в том, заслуживает ли Россия стать очередным председателем Большой восьмерки, - продолжают авторы комментария. - В 97 году Россия была принята в эту группу крупнейших индустриальных демократических держав в порядке вознаграждения за осуществляемые политические и экономические реформы. В настоящее время произошла эрозия этих реформ или же отступление от них. В такой ситуации России больше не пристало находиться в компании держав Большой восьмерки, а тем более занимать в ней председательское место. Путин заинтересован в использовании своего президентства, все более имперского по замыслу и стилю, для возвращения России статуса влиятельной мировой державы. С этой целью он выдает предстоящий саммит Восьмерки в Санкт-Петербурге за символ международного престижа».

«В настоящее время Россия имеет в Восьмерке статус младшего партнера. К концу года Путин надеется, что она станет ее полноправным членом. Необходимо во время саммита подвергнуть Путина критике, а в полноправном членстве России отказать до тех пор, пока она не переменит свой, внушающий крайние опасения курс», - считает «Ньюсдэй».

«Холодная война» – драма абсурда. Еще одна рецензия на новую книгу историка Джона Льюиса Гэддиса о «холодной войне» появилась в «Нью-Йорк таймс». Обращаясь к истокам почти полувекового противостояния между западным лагерем и Советским Союзом, рецензент книги Уильям Граймз задается вопросом: что же произошло после окончания Второй мировой войны? Каким образом мощный альянс военных времен между западными державами и СССР так быстро перерос в непримиримую конфронтацию. Эта конфронтация продолжалась на протяжении жизни целого поколения и разыгрывалась на глазах у миллиардов людей. Почему же она так внезапно прекратилась после ядерных кризисов, войн, которые велись чужими руками, и непрерывной гонки вооружений? И не была ли она бессмысленной – своеобразной драмой абсурда, упущенных возможностей и ошибочных намерений?

«Одно время казалось, что «холодная война» представляет собой схватку двух военных гигантов, в которой малым странам была отведена роль беспомощных зрителей, - пишет рецензент. - Но автор книги рассказывает, какими беспомощными оказывались в разные периоды американские и советские руководители, и как часто ими умело манипулировали лидеры более слабых государств. Эти последние умели использовать «холодную войну» в своих собственных интересах… В конечном итоге свершилось то, что казалось невозможным. В 1956 и 1968 годах советские танки сокрушили восстание в Будапеште и Пражскую весну. Но в 81, столкнувшись с народным восстанием в Польше, советское руководство проявило слабость и не решилось на интервенцию. Бывшая сверхдержава оказалась бессильной и преподала один из главных уроков «холодной войны»: военная сила, с которой на протяжении пяти столетий связывалось само понятие силы, перестала быть таковой.

Обзор подготовили Лео Стерн и Ирина Келнер

XS
SM
MD
LG