Линки доступности

«Россия движется в направлении ограничения демократии»


Новая тенденция, которая наблюдается в России в последнее время, вызывает у многих аналитиков тревогу по поводу судьбы демократии в стране. Например, новый законопроект, предусматривающий усиление государственного контроля за неправительственными организациями, международные правозащитники называют «катастрофическим» для защиты прав человека в России.

Международная правозащитная организация «Human Rights Watch» охарактеризовала законопроект, одобренный во вторник Советом Федерации России, как беспрецедентную атаку на правозащитников. По просьбе Русской службы «Голоса Америки» возможное влияние этого законопроекта на правозащитную деятельность комментирует заместитель директора московского представительства организации «Human Rights Watch» Александр Петров.

Елена Михайлова: Александр, каковы, по вашему мнению, будут последствия для российского общества в целом и для прав человека в России в частности, если этот законопроект войдет в силу?

Александр Петров: Закон в его нынешней редакции не просто плох, он чрезвычайно опасен и вреден для развития гражданского общества. Дело в том, что чиновники из некоего регистрирующего органа получают абсолютно беспрецедентные права при решении вопроса о том, какие проекты неправительственная организация будет проводить в России, какие проекты можно будет проводить, какие проекты проводить будет нельзя. Если организация не подчиняется этому решению, то она подлежит закрытию.

Теперь давайте представим на минутку, что произойдет, если «Human Rights Watch» или, скажем, российская правозащитная организация придут в этот орган с предложением, или, точнее, с просьбой разрешить им начать исследование вопроса об ответственности российского государства за преступления, совершенные федеральными войсками в Чечне. Безусловно, этот проект немедленно будет отклонен, а организация закрыта без дальнейших проволочек.

Е.М.: Александр, ваша организация призывает руководителей «Большой восьмерки» сделать этот законопроект центральным вопросом для обсуждения на предстоящих встречах и саммитах. Как вы считаете, есть ли у этих руководителей какие-нибудь действенные рычаги влияния на российскую политику?

А.П.: Мы исходим из предположения, что некий фундаментальный набор основных прав и свобод все-таки должен взять верх над политической конъюнктурой и над текущими вопросами взаимодействия с российским руководством. Именно поэтому мы уже не в первый раз обращаемся к лидерам «восьмерки» оказать давление на правительство Российской Федерации с тем, чтобы она существенно исправила положение с гражданскими свободами в России.

Е.М.: Александр, последний вопрос. Андрей Илларионов ушел в отставку с поста советника президента России по экономическим вопросам. Он мотивировал свое решение тем, что Россия, по его словам, перестала быть политически свободной. Согласны ли вы с этой оценкой, и если да, то что можно сделать, чтобы Россию вернуть на путь подлинной демократии?

А.П.: Россия, безусловно, движется в направлении ограничения демократии. Об этом говорит маргинализация политических партий, которая имела место в течение последних нескольких лет. Об этом говорит практически полное подавление независимого телевидения в России. И об этом говорит последняя атака на неправительственные организации, предпринятая правительством, – просто постольку, поскольку неправительственные организации остаются последним независимым сектором гражданского общества. Безусловно, признаки этого есть.

Но я думаю, что все-таки Россия должна осознать, что в наше время абсолютно невозможно двигаться назад. Абсолютно невозможно, если Россия хочет добиться благосостояния, благополучия для своих граждан, абсолютно невозможно двигаться назад по этому пути.

XS
SM
MD
LG