Линки доступности

Обзор печати от 24 декабря 2005 г.


Молодая Россия и сталинизм: коллективная амнезия. Издающийся в Вашингтоне ежеквартальный академический журнал «Вашингтон куотерли» напечатал большую статью двух американских социологов Сары Менделсон и Теодора Гербера. Сара Менделсон – старший научный сотрудник отдела по изучению России и Евразии при Центре стратегических и научных исследований, ее коллега Теодор Гербер – профессор социологии в университете штата Висконсин в городе Мэдисон. Их статья – итог серии опросов молодежи в постсоветский период, которые авторы регулярно проводили на протяжении четырех лет с 2001 по лето 2005 года. В ходе исследования они опросили примерно 2000 россиян в возрасте от 16 до 29 лет. Им задавались самые разнообразные вопросы, связанные с отношением к демократии, авторитаризму, участию в политической жизни, сталинизму. На основании опросов авторы делают следующий вывод:

«У многих россиян налицо признаки коллективной амнезии в отношении событий прошлого. Большинство молодых русских уверены, что Сталин принес стране больше пользы, чем вреда. Интеллектуалы во многих странах жалуются на то, что молодое поколение не получает достаточных знаний по истории. Однако в России эти «провалы памяти» имеют ощутимые политические последствия. До тех пор, пока у молодых россиян сохраняется положительное отношение к Сталину, вряд ли они сумеют воспринять принципы законности и прав человека. Из-за отсутствия развитых демократических институтов и неверного понимания прошлого у россиян не сформировались понятия о демократии, сохранилось двойственное отношение к Сталину и превратное представление о положении России в мире».

Ностальгия по «холодной войне»? Газета «Крисчен сайенс монитор» поместила рецензию на только что вышедшую книгу профессора истории Йельского университета Джона Льюиса Гэддеса «Новая история “холодной войны”». «Четырнадцать лет назад, в декабре 1991 года, советский лидер Михаил Горбачев объявил стране, что «холодная война» закончилась, – говорится в рецензии. – Своей подписью под указом, прекратившим существование Советского Союза, он возвестил и об окончании «холодной войны» между Западом и Востоком. Одновременно он объявил о прекращении гонки вооружений и «безумной милитаризации», извратившей, по его словам, ментальность страны и подорвавшей ее моральный дух. В том же выступлении он сделал и другие многозначительный вывод: последний советский лидер провозгласил, что угроза новой мировой войны ликвидирована».

«После заката советского государства человечество, казалось, действительно было готово выступить в эпоху, над которой уже не витает призрак катастрофической войны, – пишет рецензент газеты – профессор нью-йоркского Хантер-колледжа Джонатан Розенберг. – Многие верили, что за «холодной войной» с ее угрозами наступит более спокойная эпоха. Этим надеждам не суждено было сбыться…На смену боязни межконтинентальных ракет, готовых обрушиться на Нью-Йорк или Вашингтон, пришел сегодняшний страх перед терактами и «грязными бомбами»… Так что сегодня чуть ли не с ностальгией вспоминаешь о послевоенных десятилетиях, когда США понимали логику своего противника и верили, что вряд ли русские руководители будут действовать неразумно. Холодная логика «холодной войны» гласила, что советское нападение на США повлечет за собой неотвратимое возмездие».

Президентский клан – движущая сила казахской экономики. «Казахстан далеко, но политика переизбранного в третий раз президентом страны Нурсултана Назарбаева начинает внушать опасения во всем мире по мере истощения запасов энергии, – пишет в корреспонденции из Алматы сотрудник газеты «Нью-Йорк таймс» Эндрю Креймер. – Даже при том, что Назарбаев в фаворе у Вашингтона за то, что он избавился от запасов ядерного оружия сразу же после распада СССР. На долю Казахстана приходится две трети нефтяных запасов Каспия. Он ежедневно экспортирует миллион баррелей нефти и намерен увеличить в три раза уровень нефтедобычи в ближайшие десять лет после начала эксплуатации Кашганского месторождения. В Казахстане действуют крупнейшие американские нефтяные компании ExxonMobil, Chevron и Halliburton».

Отмечает корреспондент газеты и общие успехи казахстанской экономики в период правления Назарбаева. Только в 2004 году объем промышленного производства увеличился на 9,4%, а за первое полугодие нынешнего года – на 9,1%. «Победа Назарбаева на президентских выборах, насколько можно судить, закрепила позиции крупнейших иностранных нефтяных компаний в Казахстане», – пишет корреспондент.

В той же статье отмечается и другая особенность казахстанского экономического бума: тесное вовлечение в национальную экономику ближайших родственников президента страны. В этой связи Эндрю Креймер упоминает о новейшем оздоровительном комплексе под названием «Луксор», который выстроила в центре Алматы дочь Назарбаева Алия после посещения Египта. «В обществе, основанном на традициях кочевой скотоводческой культуры с их преданностью кланам, не приходится удивляться тому, что семейные связи в казахстанском бизнесе играют чрезвычайно большую роль»,– цитирует автор статьи мнение одного из казахстанских политических комментаторов.

«Уже упоминавшаяся Алия Назарбаева играет ведущую роль в строительной промышленности Казахстан через посредство своей фирмы «Элитстрой» – эта фирма и возвела оздоровительный комплекс «Луксор». Ее старшая сестра Дарига и муж сестры – заместитель министра иностранных дел Казахстана Рахат Алиев контролируют медиа-империю», – пишет «Нью-Йорк таймс».

Обзор подготовил Лео Стерн.

XS
SM
MD
LG