Путин боится «оранжевой революции». «Марш свободы уже прошел по Грузии, Украине, Афганистану, Ливану, Ираку и Кыргызстану, - пишет в «Чикаго сан-таймс» бывший посол США в ООН Ричард Уильямс, - но победа демократии, отнюдь, не предрешена. Во избежание ее президент Путин организовал масштабную кампанию, чтобы обеспечить выживание коррумпированной российской автократии. Независимые телеканалы национализированы. Прозападные партии изгнаны из парламента. Крупные бизнесмены, выступавшие против Путина, подверглись преследованию. Выборы губернаторов отменены. Теперь Путин начал наступление на хрупкое гражданское общество».
Ярчайшим доказательством этого американский дипломат считает законопроект об НПО. Один из авторов законопроекта Алексей Островский четко обозначил цели документа. В интервью «Независимой газете» он сказал, что новый закон должен помочь правительству сломить политически активные неправительственные организации, которые могут пропагандировать оранжевую революцию. Уильямс подчеркивает, что этот законопроект лишает российских граждан права общаться, с кем они пожелают, объединяться и выражать свои взгляды, хотя это право зафиксировано в международных договорах, подписанных Россией. Как заметила во время своего визита в Киев госсекретарь Кондолиза Райс, это право – «сущность демократии».
«Но именно народовластия и боится путинский Кремль, - замечает автор статьи. - Он пытается сократить возможности людей добиваться перемен, затрагивающих их жизнь. Похоже, что цель Путина положить конец демократии, оставив лишь несколько пустых ловушек, чтобы придать иллюзию законности автократии в советском стиле».
Уильямс считает, что Соединенные Штаты не могут безразлично взирать на это. Он призывает Белый дом поддержать народ России и выступить против нового наступления Путина на свободы.
«Услышав критику из Америки и Европы, президент России заявил, что смягчит планируемые меры против неправительственных организаций. Теперь пора удвоить усилия по поддержке гражданского общества в стране, - продолжает автор статьи. - Россияне, живущие в свободном, плюралистическом обществе, разделяющие наши ценности, - это наши естественные друзья и верные союзники. А коррумпированная автократия, пытающаяся свернуть свободы, восстановить и укрепить авторитарное правление, не сможет сохранить стабильность в стране и не станет нам надежным другом».
Газовое оружие России. Статью директора Трансатлантического института Зибы Норман, посвященную стратегии России в борьбе за господство на мировом рынке газа, напечатала «Геральд трибьюн». Взяться за перо Норман побудило объявление «Газпрома» о планах выйти на американский рынок и к 2010 году поставлять туда 10 процентов потребляемого сжиженного природного газа.
Автор статьи отмечает, что, принимая во внимание ожидаемый рост спроса на сжиженный газ в Соединенных Штатах, эта идея выглядит достаточно здраво. Но может ли Америка чувствовать себя комфортно с таким уровнем зависимости от компании, принадлежащей российскому государству?
Для ответа на этот вопрос Норман считает вполне целесообразным проанализировать мотивы президента Путина. Одна из целей России – геополитическая стабильность. Но, по мнению Путина, эта цель недостижима, если страна не сможет утвердить свое превосходство. Не будем забывать, как Путин в своем обращении к гражданам в апреле 2005 года сказал, что распад Советского Союза был «величайшей геополитической катастрофой XX века». «Таким образом, - продолжает Норман, - Россия сейчас разыгрывает одну из своих немногих козырных карт, и «Газпром» стал для нее мощным инструментом международной политики».
В качестве доказательства этого автор статьи указывает на шаги России по увеличению цены на газ для Украины на 400 процентов по сравнению с январем. Она видит в этом попытку оказать давление на президента Виктора Ющенко. Глава правления «Газпрома» Дмитрий Медведев – близкий друг и соратник Путина, ставший недавно вице-премьером, поставил вопрос ребром: если соглашение с Украиной не будет достигнуто, кран будет перекрыт. Учитывая, что 75 процентов поставок идут на Украину из России, а 29 процентов поставок газа в Европу (для некоторых стран бывшего восточного региона Европы – 50 процентов) проходят через Украину, последствия этого шага могут быть катастрофическими.
Зиба Норман считает, что Россия вряд ли осуществит свою угрозу на этой стадии, так как это могло бы нанести вред долгосрочным планам «Газпрома» и было бы необдуманным поступком в крайне ответственный для компании момент. Но игнорировать эти угрозы опасно. Что и возвращает нас к ее изначальному вопросу: насколько разумно было бы для Соединенных Штатов и Европы культивировать зависимость от «Газпрома»? Автор статьи считает, что на этот вопрос инвесторы вполне способны ответить самостоятельно.
У Путина заготовлены и другие планы для Шредера. Статья корреспондента лондонской «Таймс» Карла Мортишеда о подоплеке и возможных последствиях назначения бывшего канцлера Германии Шредера главой наблюдательного совета европейского совместного предприятия «Газпрома», проникнута едким сарказмом. «Для герра Шредера это не какая-то там почетная корпоративная синекура, - пишет Мортишед, - это реальное дело, это бесперебойный переход от выработки политики в германской канцелярии к проведению политики в интересах Кремля».
Автор статьи предлагает читателю разобраться в том, как этот бурлеск помогает президенту Путину. На первый взгляд, обхаживание герра Шредера и мистера Эванса, которого Путин безуспешно приглашал возглавить «Роснефть», является классической уловкой, покупкой респектабельности. «Роснефть» готовят к выходу на Лондонскую биржу, а американская шляпа могла бы весьма кстати прикрыть несколько проплешин.
«Но президент Путин делает нечто большее, чем просто покупает благорасположение Запада, - считает Мортишед. - Его реальная цель – создать зависимость, а природный газ является той драгой, которая в эту зависимость затянет. Америке не хватает топлива, и «Газпром» уже отправляет морем в американские порты пробные партии сжиженного газа в рамках подготовки к осуществлению крупного проекта. Назначение какого-то там Эванса или Шредера на ключевой пост есть нечто большее, чем дутая реклама. Это стратегия.
Речь идет о будущем России, ее силе и влиянии. Не удивляйтесь, если через несколько лет человеком, который займет кресло председателя правления «Газпрома», окажется никто иной, как Владимир Путин, бывший российский президент», - заключает Карл Мортишед свою статью в Таймс.
Обзор подготовила Инна Озовская