Линки доступности

Обзор печати от 19 декабря 2005 г.


«На путинском пайке». Так называется редакционная статья в «Уолл-стрит джорнал», в которой критически оцениваются попытки Кремля использовать острую потребность Запада в энергоресурсах, чтобы замять прежние грехи. В частности, Путин нанимает на руководящие должности в государственные нефтяные компании бывших высокопоставленных чиновников Европы и США.

Среди прежних грехов Кремля редакционная статья указывает, в частности, на использование программы «Нефти в обмен на продовольствие» для получения от Саддама Хуссейна более двадцати одного миллиона барреля нефти. За это Москва покрывала деяния Саддама в Совете безопасности ООН. На западе не могут также забыть арест руководителя «Юкоса» Михаила Ходорковского.

«Москва уже преуспела в Германии, предложив бывшему канцлеру Герхарду Шредеру пост председателя наблюдательного совета компании, контролируемой «Газпромом», - говорится в комментарии. - Теперь Кремль пытается заполучить бывшего министра торговли США Доналда Эванса на руководящую должность в государственную нефтяную компанию «Роснефть». Может, Эванс думает, что его участие в «Роснефти» поможет добиться прозрачности российской компании? Но если он примет предложение, Кремль воспримет это как знак того, что запад забыл о деле «Юкоса». Нет сомнений в том, что, нанимая Эванса, Путин рассчитывает купить не только американский опыт в области энергетики, но и расположение западной политической и деловой элиты, - пишут авторы редакционной статьи в «Уолл-стрит джорнал».

«Мастер и Маргарита» на ТВ. Как сообщает Пол Сонн из «Нью-Йорк таймс», несмотря на распространенное убеждение, что любые экранизации романа Михаила Булгакова обречены, сегодня на российском телевидении выходит его первая телевизионная версия. Однако, по мнению журналиста, в стране, где серьезно относятся к своей истории и литературной традиции, завоевать сердца зрителей будет нелегко.

«Сотни рекламных афиш по всей Москве свидетельствуют о том, что россияне и через сорок лет околдованы таинственным романом Булгакова, - говорится далее в статье. - Но его популярность отнюдь не гарантирует успеха телеверсии. Поэтому для Владимира Бортко, известного своей экранизацией «Собачьего сердца», новый проект – из серии «пан или пропал». «Телеканал Россия», на котором появится новая экранизация, рискует, как деньгами, так и репутацией, и в случае неудачи может лишиться и того, и другого. По словам Бортко, роман не просто популярен, он культовый, и как читатели отреагируют на постановку, предугадать трудно. Если премьера телесериала провалится, это лишь укрепит мнение о том, что любые российские экранизации обречены», - пишет Пол Сонн.

Экранизация «Мастера и Маргариты» – одна из самых крупных попыток в истории российского телевидения. Для ее осуществления потребовалось участие более двухсот специалистов по спецэффектам, а сам сериал включает сто шестьдесят минут эпизодов со спецэффектами. Изначально планировалось приобрести механического кота в Голливуде за три миллиона долларов, но, в конце концов, из-за дороговизны решили остановиться на российской версии. Бортко утверждает, что телесериал не будет отличаться от книги. Именно поэтому он решил снять телесериал, а не фильм. По его мнению, телесериал позволит передать психологическую глубину и мистицизм оригинала.

«Система пыток уничтожает службу безопасности». Столичная «Вашингтон пост» поместила статью известного правозащитника и писателя Владимира Буковского, живущего в английском университетском городе Кембридже. В ней обсуждается вопрос о том, допустимо ли применение пыток при допросах опасных террористов.

Статья начинается с советского политического анекдота 50 годов. Однажды утром товарищ Сталин, придя в свой кремлевский кабинет, не мог найти своей любимой трубки. Он тут же вызвал Лаврентия Берию и приказал ему отыскать пропавшую трубку. Через несколько часов Сталин обнаружил ее в ящике стола и распорядился прекратить поиски. «Как же так, товарищ Сталин, - пролепетал Берия. - Я допросил пять человек, и все они сознались в краже вашей трубки!».
«Этот анекдот, - замечает Буковский, - вероятно, самый полезный вклад, который я могу внести в идущую в Вашингтоне дискуссию о том, допустимы ли пытки и негуманное обращение с террористами, пойманными за рубежами Соединенных Штатов. Правда, президент Буш на днях публично одобрил поправку сенатора Маккейна, запрещающую и то, и другое. Но меня удивляет и тревожит сам факт возникновения такой дискуссии в США, как и то, что ряд известных политических деятелей всерьез обсуждали возможность применения жестких методов при допросах.

«Пытки, - продолжает автор статьи, - новая тема для американцев, но вам не нужно изобретать велосипед, так как большинство стран мира накопили солидный опыт в этой области. За исключением чумы, пытка – древнейшее бедствие на нашей планете. Каждый русский царь после Петра Первого, восходя на трон, торжественно отменял пытки, но каждый его преемник должен был делать то же самое… Цари пытались отменить пытки не потому, что были либералами, а потому, что долгая история их применения в России научила их следующему: система пыток, будучи разрешенной, коррумпирует и уничтожает службу безопасности. Хороший охотник обучает своих гончих собак тому, чтобы они не съедали подстреленную дичь, а приносили ее ему. Точно так же хороший правитель должен удержать свою тайную полицию от пожирания своей жертвы, чтобы не остаться с пустыми руками. Расследование преступления – тонкий процесс, требующий терпения и аналитического таланта. Там, где пытки разрешены, талантливых следователей вытесняют менее способные и более жестокие коллеги. В результате служба безопасности превращается в сборище садистов. Достаточно вспомнить печально известное сталинское НКВД, ставшее армией палачей, которая терроризировала всю страну».

«Почему же демократически избранные лидеры Соединенных Штатов говорили о возможности узаконить практику, от которой стремились отказаться русские монархи? - спрашивает Владимир Буковский. - Может быть, здесь сказалась их дружба с бывшим подполковником КГБ Владимиром Путиным? Если американские лидеры хотят вести охоту на террористов и одновременно трансформировать диктаторские режимы в демократические, они должны понять, что пытки, а также жестокое, негуманное и унижающее человека обращение всегда были инструментом угнетения, а не инструментом расследования. Подумайте о том, как будут восприняты разговоры о легализации жестких методов допроса в странах, где все еще применяются пытки, в частности – в России. Путин будет первым, кто скажет своим гражданам: «Смотрите, даже хваленая американская демократия не может защитить себя без обращения к пыткам…», - пишет Владимир Буковский, завершая свою статью, опубликованную в «Вашингтон пост».

Обзор подготовили Марат Афзалов и Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG