Линки доступности

НПО в России


В печати появились сообщения о планах создания в Вашингтоне нового мозгового треста, иначе говоря – неправительственной некоммерческой организации, финансируемой российскими предпринимателями. В печати упоминается также имя Глеба Павловского, президента Фонда эффективной политики.

Глеб Олегович любезно согласился ответить на ряд вопросов «Голоса Америки».

Люсьен Фикс:
Какова цель этого мероприятия?

Глеб Павловский:
Я думаю, что исходное сообщение в газете «Коммерсант» было вымыслом. То есть, там были соединены совершенно разные истории, сюжеты, фамилии, которые вообще никак не связаны. В частности, меня «поженили» с Дерипаской, с которым я не общался совершенно по вопросам некоммерческих организаций никогда. Что касается меня, то постоянно работаю в сфере некоммерческих проектов, некоммерческих организаций, в том числе связанных с Соединенными Штатами уже очень давно. Их действительно очень много, и в моем кругу обдумывают вопрос о создании какой-то площадки для этих проектов, например – в Америке. Такие дискуссии есть, они не носят закрытого характера, но как обсуждаемая тема попала в контекст господина Дерипаски и связалась с Саймсом и Центром Никсона, не очень понятно – это вопрос корреспонденту «Коммерсанта».

Л.Ф.:
Я не читал «Коммерсанта», но я читал “Moscow Times”. Там упоминается ваше имя, там упоминается Олег Дерипаска и бывший советский иммигрант Дмитрий Саймс. Эти две личности, в моем представлении, плохо складываются…

Г.П.:
Совершенно верно, в моем – тоже. Они никак не складываются, я думаю, их «сложение» – целиком на совести корреспондента. Потому что я хорошо знаком с господином Саймсом и участвовал в мероприятиях, которые организует Центр Никсона; я высоко ценю издания Центра Никсона, которые читаю. Саймса я знаю, и с его проектами я связан. В частности, мы периодически организуем встречи для обсуждения проблем в российско-американских отношениях. Но это не имеет отношения ни к господину Дерипаске, ни к предполагаемому институту.

Л.Ф.:
Глеб Олегович, как планы создания в Вашингтоне мозгового треста – или неправительственной организации – согласуются с законопроектом о перерегистрации неправительственных учреждений в России. Если он будет одобрен, могут закрыться финансируемые Западом неправительственные учреждения в Москве.

Г.П.:
Я думаю, здесь есть связь более прямая, чем вам, может быть, кажется. Как раз корректировка последних предложений по Закону о некоммерческих организациях – это то, чем я с коллегами из третьего сектора, российскими, американскими, занимался в последнее время, доводя до нашей бюрократии недопустимость смешения разных политических, правовых и практических вопросов, которые и присутствуют в этих поправках. Существует проблема единой базы регистрации общественных организаций и единого статуса этих организаций – его нет до сих пор в России. Может быть, в Америке это неизвестно, но в России не существует единого законодательства, на основании которого общественная организация могла бы получить освобождение от налогов и все положенные льготы. В этом нуждаются сотни тысяч организаций. С другой стороны, есть претензии политических партий – со стороны практически всех, между прочим, политических партий, как левых, так и правых, оппозиционных, иногда крайне оппозиционных – к финансированию политической деятельности из-за рубежа. Здесь все политические партии едины в том, что такого финансирования не может быть, это нарушает и дух, и букву закона. Но, с другой стороны, есть попытки как-то, нелепым достаточно образом, заставить иностранные фонды и NGO изменить то законодательство, на основе которого они созданы и работают. И зарегистрироваться в качестве других организаций. Это, конечно, абсолютно невозможная вещь, и как раз, я думаю, для решения такого типа вопросов – быстрого и эффективного решения – полезно иметь короткую связь и тесное взаимодействие между американскими и российскими NGO.

Л.Ф.:
В Америке могут сказать, что любая NGO (или НПО), функционирующая в Америке на деньги российских предпринимателей – это креатура российского правительства и не может быть независимой.

Г.П.:
Я думаю, что идея НПО, которая финансируется на деньги того или иного предпринимателя, это не слишком интересная идея в принципе. И об этом вряд ли имеет смысл вести речь. Наверно бизнесмен может создать свое НПО, но оно никогда не будет восприниматься как вполне независимое. Я с вами согласен. Опять-таки, я думаю, что фамилия господина Дерипаски тут припутана совершенно зря. Что касается вообще «фондрайзинга» для НПО в России – это огромная проблема, и мы добиваемся облегчения этого «фондрайзинга», чтобы наши НПО не зависели исключительно от западных грантов. Многие зависят сегодня почти полностью от западных грантов. Наши – и бизнес, и частные лица – готовы давать деньги НПО, но они, конечно, хотят иметь соответствующие налоговые льготы. А сегодня это невозможно.

XS
SM
MD
LG