Линки доступности

Российские правозащитники осуждают закон о некоммерческих организациях


Двадцать третьего ноября Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении поправки к закону о некоммерческих организациях. Этот документ вызывает самое серьезное осуждение как в международном сообществе, так и среди участников самих российских некоммерческих организаций. А как оценивают инспирированный президентом Владимиром Путиным законопроект правозащитники в его родном городе?

Неправительственные организации начали создаваться в Санкт-Петербурге еще в конце 80-х годов. Одним из первых возникло общество «Мемориал», активисты которого занимались поисками документальных свидетельств преступлений коммунистического режима. Со временем был создан и одноименный научно-исследовательский центр. Его сотрудники издают книги, организуют тематические выставки (причем не только в Петербурге, но и в других городах и даже в других странах). А еще ведут большую архивную работу.

Если закон о некоммерческих организациях будет принят, он напрямую ударит не только по многим правозащитным структурам в России, но и по всему нарождающемуся гражданскому обществу в целом, считает директор петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал» Ирина Флиге. Этот закон, говорит она, «находится в логике развития полицейского государства, в логике контроля над любой независимой и общественной жизнью. Поэтому, если строго говорить, то этот закон нам ничего нового ни о власти, ни о времени, ни о политических партиях, силах, депутатах не сказал».

«И поэтому сейчас важно понять, что реально, на самом деле может противопоставить этому независимая общественная жизнь, – говорит директор центра «Мемориал». – Насколько за эти 15-18 лет мы накопили в себе внутреннюю свободу, которая позволит противопоставить свою работу, общественные гражданские интересы, в общем, преступной власти».

Ирина Флиге убеждена, что сейчас многое зависит от готовности членов гражданского общества отстаивать обретенные свободы разными методами, вплоть до акций гражданского неповиновения. И события последних недель, когда в разных городах России спонтанно проводились митинги, пикеты, шествия, направленные на защиту демократических завоеваний, служат подтверждением правоты директора петербургского научно-исследовательского центра «Мемориал».

Председатель общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова вполне допускает, что с принятием закона ей и ее единомышленникам придется продолжать работу в условиях подполья. Собственно, так и действовали правозащитники в Советском Союзе, так же действуют и многие неправительственные организации в нынешней Беларуси.

А какие зарубежные фонды и международные структуры помогают «Солдатским матерям Санкт-Петербурга» осуществлять свою правозащитную деятельность? «Ну, например, специальный докладчик по пыткам ООН, который дает деньги на реабилитацию жертв пытки в российской казарме: это один пример, – говорит Э.Полякова. – Несколько лет назад нам очень помогала Европейская комиссия по правам человека, несколько раз давала гранты. В свое время нам помогал фонд Сороса, очень успешно. Кроме того, Гагаринский фонд сейчас нам помогает – для того, чтобы поддерживать деятельность организации, и чтобы мы лучше помогали людям. И еще в настоящее время нас поддерживает Фонд поддержки демократии Америки, который тоже дает нам средства для того, чтобы мы активно просвещали граждан, чтобы граждане сами не нарушали российские законы, чтобы они не уклонялись от призыва, чтобы не было у нас дезертиров. А если человек вынужден оставить часть – чтобы он умел грамотно защищать свои права».

«Мы очень благодарны этим фондам, потому что без них, по сути, люди, которые здесь собираются, не смогли бы здесь быть. Потому что на средства этих фондов мы оплачиваем аренду помещения, а это принципиально важно для неправительственной организации», – говорит председатель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга».

Среди тех советских диссидентов, на опыт которых ссылается Элла Полякова, немало и таких, кто активно принимает участие в сегодняшней правозащитной деятельности. И в их числе – Борис Пустынцев, председатель «Гражданского контроля». Эта общественная организация активно сотрудничает с Фондом Конрада Аденауэра, с Фондом Форда, с Фондом Генриха Белля, со шведской правительственной организацией СИДА и многими другими уважаемыми международными структурами. Борис Пустынцев подчеркивает, что практика получения грантов на развитие гражданского общества и основ рыночной экономики является общепринятой для стран, переживающих переходный период. Кстати, напоминает председатель «Гражданского контроля», зарубежными кредитами и ссудами активно пользуется и само российское правительство.

А возможна ли ситуация, при которой средства для деятельности некоммерческих организаций будет выделяться из российского бюджета? Пустынцев смеется: «Уж этого я никак не могу себе представить. Смешное предположение… То есть из бюджета, очевидно, какие-то организации финансироваться будут. Мы эти организации знаем: их принято называть по-английски GONGOs – government-organized non-government organizations, то есть неправительственные организации, организованные правительством. Но независимые организации, независимые от власти, конечно, из этих средств финансироваться не будут».

Российские власти часто упрекают правительства стран Запада в двойных стандартах, якобы применяемых по отношению к России. Между тем недавно российский парламент одобрил выделение значительной суммы средств, как было официально заявлено, «на поддержку демократии в других странах», главным образом в тех государствах постсоветского пространства, которые проводят независимую от Кремля политику.

«Я думаю, что это какой-то патологический страх исполнительной власти перед так называемой «оранжевой революцией», – комментирует Элла Полякова. – На самом деле этого нет. Надо просто нашей власти, наконец, начать соблюдать собственные законы, научиться это делать. И в первую очередь – Конституцию, главу вторую «Права и свободы человека и гражданина». Каждый человек у нас в обществе – ценность. Если власть это поймет, я думаю, мы будем жить по-другому».

Будет ли сделан российскими властями хотя бы первый шаг для того, чтобы страна стала «жить по-другому», – станет ясно уже в ближайшие дни, когда состоится второе и третье чтение закона о некоммерческих организациях. Закона, уже успевшего снискать себе недобрую славу.

XS
SM
MD
LG