Линки доступности

Ирак готовится к выборам в парламент страны


В третий раз за последний год иракцы готовятся придти на избирательные участки, чтобы 15 декабря выбрать новый состав парламента страны. Это событие подведет формальный итог периоду перехода к демократии, последовавшему за падением Саддама Хуссейна.

В Басре, находящейся в пятистах километрах к югу от столицы страны Багдада, настроение избирателей можно охарактеризовать, как сдержанный оптимизм, хотя регион пока еще не испытал на себе результатов экономического бума, который могут принести имеющиеся здесь огромные запасы нефти.

Али Кадим продает шаурму на набережной протекающей через Басру реки Шатт Эль-Араб. Счастливым его не назовешь. 20 лет назад он был вынужден оставить школу и отправиться на ирано-иракскую войну. Там он попал в плен, и провел в заключении 13 лет. Когда он вернулся на родину, найти работу поприличней ему не удалось.

«Пока что я голосовать не собираюсь, потому что политики преследуют лишь свои собственные интересы, - говорит Али Кадим. - Если ты независимый и хочешь получить работу, то тебе надо, либо вступить в партию, либо заплатить 300 долларов».

Южный Ирак населен преимущественно арабами-шиитами, которые традиционно следуют совету своих религиозных лидеров, даже в вопросах политики. Кандидаты, представляющие исламские организации, получили большинство голосов на выборах в местные органы власти в январе. Есть сведения, что после этого они пытались насаждать свои консервативные ценности в этом преимущественно светском портовом городе, где живут представители разных культур.

Большинство женщин сегодня в общественных местах носят покрывающие волосы шали. Власти запретили продажу алкоголя, употреблять который правоверным мусульманам запрещено. В марте на студенток местного университета, участвовавших в пикнике, напали представители радикальной мусульманской группировки, обвинив их в нарушении канонов ислама.

Хайдар Мохсен возглавляет Партию исламской добродетели, которая вместе с другими исламистскими партиями доминирует в местных органах власти. По его словам, эпизод со студентками – лишь отдельный случай: «Это всего лишь один инцидент. А тем радикалам, которые ответственны за него, преподан хороший урок. Они больше никогда так не поступят, потому что у нас мирное общество, отвергающее любые виды насилия».

Хайдар Мохсен отмечает, что власти утверждают традиционные исламские ценности, но делают путем диалога и через СМИ, а не силой.

По словам Эмиля Якоба – христианина, владельца лавки, общество Басры в целом достаточно толерантно: «Здесь все нормально. Дискриминации в отношении христиан нет».

Некоторые представители стран Запада считают, что соседний Иран, власть в котором принадлежит консервативным шиитским лидерам, начинает завоевывать слишком много влияния на юге Ирака, и оказывает финансовую помощь политическим партиям и их вооруженным сторонникам. Существует мнение, что совершенные взрывные устройства, использованные в некоторых из недавних террористических атак, поступили из Ирана.

Ибрагим Абдулсаид, представитель иракского суннитского меньшинства, отказавшийся предстать перед камерой из-за опасений по поводу своей безопасности, согласен с этим: «Иранцы собираются оккупировать Ирак. Они настроены против иракского народа».

Вице-президент законодательного собрания Акиль Талиб говорит, что, хотя во времена правления Саддама Хуссейна многие местные лидеры укрывались в изгнании на территории Ирана, это не повлияло на политику властей: «Да, были партии, которые находились в Иране из соображений безопасности, однако это не означает, что они служат Ирану. В их интересах служить населению Басры».

Этот регион Ирака богат нефтью, но при Хуссейне доходы от нее попадали сюда скудно. Многие жители хотели бы, чтобы центральные власти в Багдаде выделяли больше финансирования на восстановление и создание новых рабочих мест. Так как пока этого не происходит, раздаются призывы к большей автономии юга страны.

Новая конституция, которую поддержали здесь 96 процентов избирателей, устанавливает в Ираке федеральную систему. Некоторые иракцы опасаются, что это приведет к расколу страны. Профессор Университета Басры Али Хамди Малики считает, что, хотя жители юга Ирака недовольны игнорированием их интересов со стороны центрального правительства, они все-таки хотят жить в единой стране.

Как утверждает лидер партии Исламской добродетели Хайдар Мохсен, за этот люди стали более опытными в демократическом избирательном процессе: «Избиратели будут более зрело принимать свои решения. Они гораздо больше знают теперь о выборах и о том, чего они от выборов хотят».

В результате этого, политические обозреватели предполагают в ближайшие месяцы появление новых лидеров.

XS
SM
MD
LG