Правозащитная организация «Международная Амнистия» выразила глубокую озабоченность в связи с тем, что проект закона о неправительственных организациях (НПО) представляет собой опасный выпад против свободы собраний в Российской Федерации.
Представитель Российского ресурсного центра «Международной Амнистии» Сергей Никитин по просьбе Русской службы «Голоса Америки» прокомментировал по телефону эту озабоченность в связи с принятием депутатами Думы в пером чтении законопроекта, изменяющего порядок регистрации некоммерческих организаций.
Люсьен Фикс: Сергей, сегодня депутаты Думы приняли в первом чтении законопроект о деятельности некоммерческих общественных организаций в России, как местных, так и иностранных. Как вы считаете, с какой целью это делается и каких организаций в первую очередь это коснется?
Сергей Никитин: Что серьезно беспокоит организацию «Международная Амнистия», это внесение этого закона на обсуждение с целью его дальнейшего принятия. Мы считаем, что это очень опасный выпад против свободы собраний в Российской Федерации. И закон этот коснется буквально всех неправительственных некоммерческих организаций. Причем, по подсчетам, речь идет о нескольких сотнях тысяч. Если я не ошибаюсь, Сергей Джибладзе называл цифру четыреста тысяч. По крайней мере сотня тысяч организаций будет определенно вынуждена пройти перерегистрацию, как того требует нововведение – закон. И кроме российских общественных организаций, которые большинство, конечно, составляют здесь, этот закон также еще отразится на положении с иностранными общественными организациями, которые тоже будут вынуждены пройти перерегистрацию. Может быть, даже придется каким-то иностранным организациям быть закрытыми, поскольку новый статус никак не может устраивать их коллег в других странах, представителями каких организаций они являются.
Л.Ф.: Сергей, этот законопроект идет в нарушение Статьи 20-й Всемирной декларации прав человека и Статьи 22-й Международного положения ООН о гражданских и политических правах. В какие инстанции московская группа «Международной Амнистии» намерена апеллировать, если такой закон будет принят и ей будет приказано закрыть свое представительство?
С.Н.: Я думаю, что пока преждевременно говорить о таких тяжелых, печальных перспективах, потому что сегодня было всего лишь первое слушание, и все мы являемся свидетелями того, какой отклик введение вот этих предложений получил, какой резонанс получило это введение в российском обществе. Я не хочу сказать, что буквально все российское общество потрясено до глубины души, но значительная часть общества – та, которой не безразличны такие ценности, как свобода слова, свобода собраний – они выразили свое мнение в открытом письме. Кроме того, мы знаем, что омбудсман Российской Федерации Лукин и Элла Памфилова также высказали свое мнение. И по их мнению, этот закон совершенно неприемлем.
Л.Ф.: Считаете ли вы, что этот законопроект имеет непосредственное отношение к заявлениям президента Путина?
С.Н.: Здесь можно говорить о том, какое именно из заявлений Путина имеется в виду. Если речь идет о его словах, которые прозвучали в послании в 2004 году, то там была действительно какая-то туманная формулировка о том, что отдельные организации не защищают права человека, а занимаются какими-то своими делами.
Л.Ф.: Я говорю о заявлении президента Путина на встрече в Кремле с представителями правозащитных организаций в марте этого года.
С.Н.: Не далее как вчера была пресс-конференция, в которой участвовали и те люди, которые также были на этой встрече, и все они говорили, что цитата приведена абсолютно неправильно, и она была вырвана из контекста и даже отредактирована. Поэтому, поскольку я не был на встрече, я не могу ничего сказать по поводу того, что именно сказал президент там. Если я правильно понимаю участников встречи, они говорили о том, что Путин говорил о политических организациях, об организациях, действие которых носит политический контекст.
Л.Ф.: На встрече с правозащитными организациями президент Путин ясно сказал, что «деятельность иностранных неправительственных организаций неприемлема».
С.Н.: Не знаю… Понимаете, в противоречии находится с тем, что я вчера слышал. Может быть, я невнимательно слушал, это было выступление Джибладзе, это было выступление, по-моему, еще… Олега Орлова… Мне казалось, что они как-то по-другому интерпретировали. И может быть, даже, если вы берете эту цитату официального сайта, то там тоже может быть неточность.
Л.Ф.: Сергей, большое спасибо. Я надеюсь побеседовать с вами в декабре, когда состоится второе чтение законопроекта о неправительственных организациях. Большое спасибо вам.