Репортаж с российских химобъектов. Корреспондент ведущей британской финансовой газеты «Файнэншл таймс» Нил Бакли прислал репортаж с сибирской военной базы Щучье – одного из главных хранилищ российского химического оружия. На этой и шести других аналогичных базах хранятся в общей сложности сорок тонн отравляющих веществ, таких, как зарин, заман, нервно-паралитический газ VX. В четырнадцати помещениях в Щучьем находятся химические заряды, содержащие 5400 тонн этих веществ.
В соответствии с подписанной Россией в 1997 году Конвенцией об уничтожении химического оружия эти запасы должны быть ликвидированы к 2012 году. «Теоретически их более чем достаточно, чтобы уничтожить все население земного шара не один, а множество раз, – говорится в репортаже. – В эпоху терроризма, стремящегося к массовому уничтожению людей, хлопоты по обеспечению безопасности этого и других подобных объектов вызывают у экспертов нервную дрожь».
«Ввиду того, что химическое оружие в Щучьем является легко перевозимым, это хранилище считается наиболее уязвимым, и на обеспечение его безопасности ассигнованы крупные международные фонды, – сообщает газета. – Так, например, США выделили десять миллионов долларов на усиление охраны химических запасов на этом объекте. Почти два миллиарда долларов ассигновано на сооружение расположенного в пятнадцати километров от Щучьего завода по уничтожению химических снарядов. Большинство денег предоставили США, а кроме них – Великобритания, Канада, Италия, Швейцария и сама Россия. Побывавший недавно в Щучьем британский министр обороны Адам Ингрэм остался доволен мерами по усилению охраны хранящихся там запасов.
«Нога» не дотянулась до пушкинских сокровищ. О неудачной попытке швейцарского бизнесмена Нессима Гаона наложить секвестр на пятьдесят четыре картины французских и голландских мастеров из собрания московского Музея имени Пушкина информирует «Нью-Йорк таймс». Московский корреспондент газеты Стивен Ли Майерс подробно описывает перипетии этого не совсем ординарного дела.
Принадлежащая Нессиму Гаону фирма «Нога» вот уже четырнадцать лет пытается получить от России компенсацию за кредиты, предоставленные еще Советскому Союзу. Советские власти обязались расплатиться за предоставленные суммы нефтью. Обязательства перешли к новым российским властям. Однако вскоре швейцарская фирма обвинила их в несоблюдении условий контрактов – «не такое уж редкое явление в обстановке экономического и политического хаоса в России в начале 90-х годов», – замечает «Нью-Йорк таймс».
После этого компания «Нога» неоднократно пыталась вернуть себе деньги с помощью силовых действий. В 2000 году она захватила российское судно во французском порту Брест. Год спустя история повторилась – на это раз была предпринята попытка задержать два российских истребителя на международном авиасалоне в Париже. «Нога» пыталась даже добиться ареста личного самолета президента Путина.
«Нога» была вынуждена прибегнуть к захвату этих известных произведений искусства (картин из Пушкинского музея) в результате неравной борьбы, которую она ведет в течение четырнадцати лет против мировой державы, второго в мире экспортера нефти, – цитирует газета официальное заявление компании в связи с последним инцидентом. – Эта держава продолжает игнорировать взятые ею на себя обязательства и компрометирует свою репутацию законопослушного государства».
Картины из пушкинского музея экспонировались в швейцарском кантоне Вале. Первоначально суд этого кантона удовлетворил иск «Ноги» и наложил секвестр. «Однако последняя по времени попытка компании Гаона закончилась так же неудачно, как и предыдущие, – комментирует «Нью-Йорк таймс». – В среду Федеральный Совет Швейцарии отменил решение кантонального суда».
Обзор подготовил Лео Стерн.