Линки доступности

Россия и Узбекистан – союзники<BR>Мнение эксперта


Сегодня в Кремле президент РФ Владимир Путин и президент Узбекистана Ислам Каримов подписали договор о союзнических отношениях между двумя странами. Интервью по этому поводу дал «Голосу Америки» член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Наджия Бадыкова:
Очередное соглашение между Россией и Узбекистаном, по идее, говорит о том, что идет дальнейшее сближение между двумя странами. Как вы прокомментируете новое соглашение?

Алексей Малашенко:
Я думаю, что новое соглашение в союзнических отношениях – это очередное свидетельство того, что отношения – действительно на самом высоком уровне, что Узбекистану есть, наконец на кого приклониться. Есть государство, которое готово поддержать официальную политику Ислама Каримова полностью, от сих – до сих, и во внутренней ситуации, и во внешней. Но есть одно обстоятельство, которое наводит на размышления. Все те договоры, которые подписываются на постсоветском пространстве, они, я бы сказал, имеют исторически-ограниченный характер. И, может быть, зависят даже не от отношений между государствами, а от отношений между президентами, между элитами. А постольку поскольку Ислам Каримов в Узбекистане не вечен, и давно стоит вопрос о его преемнике, я полагаю, что нужно будет задуматься и о том, а как отнесется к этому договору его преемник. На сегодняшний день мы знаем, что в Ташкенте нет людей, ярко выраженно антироссийски настроенных, но, тем не менее, я думаю, что договор этот, в полной своей мере просуществует до того момента, пока Каримов занимает президентскую позицию. И в этом, наверно, заключается самая главная интрига. Во всчком случае, подписывается много – и в СНГ, и даже на двустороннем уровне, а реализуется – не в полной мере – не так уж много этих договоров.

Н.Б.:
Изменится ли баланс сил в регионе после подписания этого договора? Уменьшится ли роль, например, Соединенных Штатов Америки?

А.М.:
Я думаю, что Соединенные Штаты относятся к подписанию этого договора достаточно разумно и индифферентно. Во всяком случае, в Вашингтоне предвидели его подписание, и в этом не видят ничего особенного. В принципе, та ситуация, которая сейчас возникла в регионе, и которая будет продолжаться, я бы сказал, очень и очень долго – она свидетельствует о том, что одного внешнего лидера в этом регионе быть не может. И вот этот внешний фактор будет решаться в треугольнике – Китай, Соединенные Штаты и Россия. Между этими государствами в рамках региона есть определенный консенсус, который признается и в Москве, и в Пекине, и в Вашингтоне, хотя это делается неофициально. Так что тут особой интриги я не вижу. Более интересно то, как будут складываться отношения внутри самого региона. Россия традиционно в последние годы прежде всего укрепляла отношения с Казахстаном, это была ее самая главная преференция. И всем известно о существовании, скажем, трений, недопонимания между Алматы и Узбекистаном. Вот в этой ситуации Москва всегда была опять же ближе к Назарбаеву. Сейчас, я бы сказал, возникает новая интрига, возникает новый «малый» треугольник – это Ташкент, Алматы, Москва – и как в нем будут складываться отношения, покка сказать очень трудно. Я думаю, что Москва заинтересована в равной приближенности к себе, и Ташкента и Алматы. И я думаю, что и Ислам Каримов и Назарбаев будут тоже подчеркивать вот эту свою особость для московской стратегии в Центральной Азии.

XS
SM
MD
LG