Линки доступности

Преступления против иностранцев в Санкт-Петербурге


С начала этого года в Петербурге совершено 846 преступлений в отношении иностранцев, однако в прокуратуре города подчеркивают, что «лишь в 30 случаях правоохранительными органами в числе возможных версий преступления выдвинут национальный мотив».

В ГУВД Петербурга и Ленинградской области констатируют, что нередко иностранцы становятся жертвами преступлений – грабежей, краж и разбойных нападений и прочего «по собственной неосторожности, в том числе в состоянии алкогольного опьянения».

Наконец, по версии правоохранительных органов, ряд преступлений, совершенных в отношении иностранцев, совершен их соотечественниками и связан с конфликтами внутри самой национальной диаспоры…

А что думают сами иностранные граждане, проживающие в Петербурге, относительно преступлений, совершаемых против их соотечественников?

Практически еженедельно в сводке криминальных происшествий, рассылаемой Управлением внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, фигурируют преступления, совершенные против иностранных граждан. В большинстве случаев жертвами нападений становятся студенты – уроженцы стран третьего мира. Правоохранительные органы чрезвычайно редко употребляют формулировку «преступление, совершенное на почве национальной неприязни», предпочитая термин «из хулиганских побуждений».

Кто же они, проживающие в Петербурге иностранцы? Мне довелось побеседовать со студентом четвертого курса Первого медицинского университета имени академика И.П. Павлова Хусейном Мустафой (уроженцем Индии) и с ординатором того же ВУЗа сирийцем Махером Абдуррахимом, который живет в Петербурге уже девятый год. И как он себя здесь чувствует?

«Ко мне и друзья, и на работе и на учебе относятся хорошо. Но бывают ,что хулиганы на улице мешают жить на белом свете», – говорит Махер Абдуррахим.

А вот мнение Хусейна Мустафы (кстати, он, как и Махер Абдуррахим, мусульманин, и это обстоятельство вызывает некоторые сложности): «У меня имя такое – Хусейн, и многие спрашивают, откуда я, какое я имею отношение к Саддаму Хусейну… Это смешно, конечно, но бывает, что бросают неприятные взгляды и такие вопросы иногда задают: что вы тут делаете? Зачем приехали? Со мной много раз бывало, что от таких интересующихся удавалось благополучно убегать. И многие мои близкие и знакомые тоже убегали от таких спрашивающих…».

Итак, Хусейну, по его признанию, несколько раз приходилось спасаться бегством. Однако некоторые из знакомых обоих моих собеседников становились жертвами серьезных преступлений. «Помню очень хорошо, что в 2002 году убили студента из Маврикия, как раз напротив университета, – говорит Хусейн. – Это было вечером. Я знал этого человека. Относительно давно также убили одного суданца. И убили одного сирийца в метро. Относительно недавно убили сына атташе по культуре посольства Ливии. И еще было много других подобных случаев».

Молодые люди отмечают, что не доверяют версии о том, что избиения и убийства иностранных студентов происходят исключительно из хулиганских побуждений. Махер Абдуррахим поясняет: «Бывает, возьмут интервью у лидера какой-нибудь экстремистской группировки, покажут, как экстремисты тренируются, и после этого говорят: мы раньше мягко относились к иностранцам, а сейчас будем убивать по-настоящему. Это я сам лично видел и слышал по телевизору».

Интервью с лидерами экстремистских группировок доводилось читать и мне. Свою агрессию против иностранцев они, не смущаясь отсутствием логики, обосновывают так: «Понаехали к нам, забрали лучшие рабочие места, соблазняют деньгами русских девушек, а сами являются наркокурьерами». Что думают по этому поводу наши собеседники?

«Я считаю все эти аргументы бессмысленными, – говорит Хусейн. – Даже если бы это и было так, это не причина убивать человека. Россия – отличная страна, здесь можно свободно жить и свободно найти работу… А если кто-то привозит наркотики, то такие люди не ездят в метро. А убивают как раз тех, кто ездит в метро, – студентов, которые приезжают сюда учиться, платят несколько тысяч долларов в год на проживание, на карманные расходы… Я считаю, что они просто неверно поступают».

После каждого преступления против иностранных студентов администрация Петербурга и высшие чины правоохранительных органов обещают принять все меры для того, чтобы подобного больше не случилось… А заодно дают «полезные» (с их точки зрения) советы самим иностранным студентам, как обезопасить себя в случае нападения. Хусейн Мустафа рассказывает, что недавно в Первом медицинском университете милиция распространяла брошюру с подобными советами: «Там было написано, например, что иностранцы должны всегда ходить вместе и всегда иметь с собой палку для защиты или что-то еще. Я представляю себе, что будет, если пятнадцать иностранцев будут идти с палками и их остановит милиция, чтобы проверить документы… У них будут проблемы».

«Мне очень обидно, что так все происходит, – говорит студент из Индии. – Мне Россия очень нравится, и Питер тоже нравится. И я хорошо отношусь к людям, и ко мне люди хорошо относятся. Но когда происходят такие вещи, обидно. Россия – как моя вторая родина. Но, конечно, всякое случается».

И Махер, и Мустафа говорят, что они, и многие из их знакомых, пока не собираются покидать Петербург и Россию. Но после очередного преступления на национальной почве уверенность иностранных студентов в своей безопасности становится все меньше.

XS
SM
MD
LG