Линки доступности

Обзор печати от 24 октября 2005 г.


Украина не ожидает козней от Москвы. «Министр обороны Украины Анатолий Христенко выразил уверенность, что Россия не будет препятствовать вступлению его страны в НАТО», - говорится в статье корреспондента «Нью-Йорк таймс» Тома Шенкера, присланной из Вильнюса. По мнению Христенко, гораздо труднее будет убедить украинское население, долгие годы находившееся под влиянием советской пропаганды, которая подвергала Североатлантический союз постоянным нападкам.

На совместной пресс-конференции с министром обороны США Доналдом Рамсфелдом, состоявшейся в воскресенье в литовской столице, Анатолий Христенко заявил, что потенциальное членство Украины в НАТО не представляет угрозы для Российской Федерации.

«Это было четвертое за последние 4 года совещание министров обороны стран НАТО в Вильнюсе, созванное для обсуждения перспектив присоединения Украины к Атлантическому альянсу, - продолжает автор статьи. - Украина намерена увеличить расходы на военные нужды и провести реформу вооруженных сил, в результате которой будет создана добровольная профессиональная армия. Москва, по-видимому, более отрицательно относится к перспективе вступления Украины в НАТО, чем в случае с бывшими членами Варшавского пакта и тремя странами Балтии, которые в недавнее время стали членами западного альянса. Украина была житницей Советского Союза и центром угледобывающей промышленности. Кроме того, она была веками связана с Россией историческими и религиозными узами».

По словам Анатолия Христенко, сказанным на пресс-конференции в Вильнюсе, то, что многие украинцы не одобряют присоединения к НАТО, можно понять, так как они не знают правды об этой организации и все еще верят стереотипам советского времени, искажавшим сущность Атлантического союза и его миссию. Министр обороны Украины предсказал, что успех обещаемых его правительством политических и экономических реформ укрепит доверие украинского народа к его лидерам и обеспечит поддержку идее вступления в НАТО.

«Министр обороны США Рамсфелд, выступая на той же пресс-конференции, выразил уверенность, что развенчание прошлых мифов, недоразумений и дезинформации поможет украинцам изменить свое отношение к Североатлантическому союзу», - пишет корреспондент «Нью-Йорк таймс» Том Шенкер в статье, присланной из Вильнюса.

Линия фронта проходит через Яндовку. «Российские деревни пытаются сдержать вспышку птичьего гриппа» – так называется статья корреспондента агентства «Франс-пресс» Ольги Недбаевой, помещенная в «Вашингтон таймс».

Репортаж прислан из села Яндовка Тульской области. В нем говорится, что жители села тяжело переносят введенный здесь жесткий карантин, призванный остановить распространение птичьего гриппа. Милиция заблокировала въезд в Яндовку, а те, кто уезжает из села, опрыскиваются дезинфицирующим средством. Опрыскиваются также колеса машин. Милиционеры проверяют внутренность автомобилей, чтобы не допустить незаконного вывоза домашней птицы. Над местом, где сжигаются останки умерщвленных кур, уток и гусей, стоит густое облако дыма.

«В Яндовке уничтожены все имевшиеся в деревне 2300 птиц, - рассказал журналистам Николай Власов, заместитель начальника отдела ветеринарного контроля министерства сельского хозяйства. - Россия – первая жертва птичьего гриппа после Азии. Европа будет следующей».

«Эта перспектива, - отмечает автор корреспонденции, - глубоко тревожит европейцев, опасающихся, что распространение H5N1 – азиатской разновидности птичьего гриппа – может вызвать катастрофическую эпидемию. Когда российские власти подтвердили, что от этого штамма в Яндовке погибли сотни домашних птиц, это село стало новым фронтом борьбы с птичьим гриппом. Для двухсот жителей Яндовки настали трудные времена».

«Компенсация, которую нам обещали, выглядит жалко, - говорит 48-летний Виктор Болдин. - Посудите сами: 100 рублей за куру, 200 за утку и 300 за гуся… Мы можем питаться целую неделю одним гусем, - добавляет он. - Но в магазине он стоит 500 рублей, а это для нас слишком дорого».

По словам представителя местных властей Сергея Пономарева, все птичьи дворы Яндовки подвергнутся дезинфекции, и карантин продлится три недели. Компенсацию жителям выплатят через две недели.

В статье говорится далее, что российские официальные лица и пресса стараются приуменьшить опасность, исходящую от птичьего гриппа. Начальник российской санитарной службы Геннадий Онищенко заявил, к примеру, что вирус H5N1 не представляет опасности для человека. «В массовой вакцинации населения России нет никакой необходимости», - добавил он.

Этой цитатой заканчивается репортаж корреспондента «Франс-пресс» Ольги Недбаевой, присланный из села Тульской области Яндовка. Статья опубликована в «Вашингтон таймс».

Россия могла бы стать сегодня другой страной. Другая столичная газета, «Вашингтон пост», посвятила редакционную статью памяти скончавшегося 18 октября Александра Николаевича Яковлева.

«Смерть вдохновителя горбачевских реформ 80 годов, - пишут авторы комментария, - служит ярким напоминанием о том, чем могла бы стать сегодня Россия».

Александр Яковлев прожил большую часть своей жизни, будучи правоверным коммунистом. Он сражался на фронтах Второй мировой войны, вступил в партию в годы правления Сталина и стал при Брежневе «главным идеологом» страны. Однако его интеллектуальная и нравственная честность позволили ему порвать с партией в 80 годы и стать архитектором гласности и перестройки. Яковлев был одним из первых, кто выступил за то, чтобы Советский Союз перестал вмешиваться во внутренние дела стран Восточной Европы, как и за то, чтобы Россия ввела у себя политический плюрализм. Он возглавил комиссию по реабилитации жертв сталинских репрессий, так как верил, что Россия не сможет стать по-настоящему свободной страной, пока ее народ не узнает и не осознает всей правды о своей трагической истории.

«Самое примечательное, однако, - подчеркивает газета, - заключается в том, что Яковлев не отказался от этих идей в 90 годы, когда они вновь вышли из моды. В обстановке свертывания демократии в России и вопреки прекращению дискуссии о преступлениях прошлого, Александр Яковлев продолжал публиковать документы из советских архивов, говорить о моральном и культурном наследии коммунизма и критиковать авторитарные тенденции президента Путина. Все же, несмотря на эту критику, Владимир Путин откликнулся на кончину Яковлева словами о том, что тот был «вдохновителем демократических перемен в России, развития гражданского общества и создания государства, основанного на главенстве закона».

«Если бы больше российских политиков, включая самого Путина, всерьез следовали этим идеалам Александра Яковлева, Россия была бы сегодня другой страной», - заключает свой комментарий «Вашингтон пост».

Обзор подготовил Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG