Линки доступности

Михаил Касьянов нацелился на выборы 2008 года


Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов в интервью британской газете «Гардиан» изложил основные тезисы своей программы, с которой он намерен идти на президентские выборы 2008 года. Аналитики обратили внимание на то, что эта публикация выглядит своего рода манифестом или сигналом Западу. По просьбе Русской службы «Голоса Америки» интервью Касьянова комментирует Владимир Кара-Мурза-младший – представитель российской партии «Союз правых сил».

Алекс Кэмпбелл: Какие цели преследовал Михаил Касьянов этой публикацией?

Владимир Кара-Мурза: Прежде всего это действительно сигнал Западу. Касьянов посылает ясный, недвусмысленный сигнал, прежде всего Вашингтону и Брюсселю – двум политическим центрам западного мира. За последние четыре-пять лет стало совершенно очевидно, что Западу, по большому счету, безразлична судьба демократии и свободы в России.

Поскольку все действия Владимира Путина, направленные на введение цензуры в СМИ, на подавление парламента, подавление оппозиции, которые доходили до открытых политических репрессий (например. людей сажали в тюрьму, сейчас в России есть несколько известных политзаключенных), и на отмену губернаторских выборов, не встречали на Западе какой-либо осмысленной реакции, стало очевидно, что нынешние западные лидеры проводят, как они называют ее, прагматичную (а как считают их критики – циничную и лицемерную) политику в отношении Кремля. То есть на словах говорят о поддержке демократии, как это делает, например, президент США Джордж Буш, а на деле поддерживают прекрасные отношения с режимом Путина и не принимают никаких мер в защиту демократических свобод в России.

Михаил Касьянов это прекрасно понимает, и поэтому он больше не взывает к Западу по поводу демократических свобод, по поводу подавления демократии при Путине, не говорит о необходимости со стороны Запада защищать эти свободы, а говорит очень простую, прагматичную вещь: если в России в 2008 году поменяется режим, если команда Путина уйдет, а на ее место придет демократический лидер, демократический президент, который будет проводить либеральную политику как в экономике, так и во всех других областях, то это будет выгодно также и Западу – по крайней мере с экономической точки зрения. А в качестве довода Касьянов приводит свою программу снижения цен на нефть с сегодняшних 63 до 20-25 долларов за баррель.

А.К.: В программе, предлагаемой бывшим российским премьером, значительное место уделено проблемам восстановления демократии. Станет ли он единым кандидатом демократической оппозиции на выборах в 2008 году? И какую часть занимают вопросы демократизации в его программе?

В.К.-М.: Сейчас, за три года до выборов, трудно сказать, кто будет единым кандидатом. Вероятнее всего, развитие событий пойдет по тому сценарию, который сейчас разыгрывает оппозиция в Беларуси. Там недавно прошел конгресс объединенных демократических сил страны, и в результате предварительных выборов – своего рода «праймериз» – был выбран единый кандидат от демократической оппозиции, который будет противостоять Лукашенко на выборах в следующем году. Я думаю, что, скорее всего, такой же механизм будет использован и в России: все демократические силы ближе к 2008 г. соберутся и выберут из нескольких претендентов единого кандидата. То есть будет смоделирована система «праймериз», которая уже давно используется в США.

Касьянов, безусловно, будет одним из таких претендентов, причем одним из самых популярных. Но он будет не единственным. Наверняка захотят поучаствовать в президентских выборах, например, Борис Немцов, Григорий Явлинский, Гарри Каспаров, может быть, Владимир Рыжков… На либеральном фланге достаточно ярких политических личностей, у которых есть серьезные политические амбиции. Но Касьянов, безусловно, хотя бы по своему статусу бывшего премьер-министра, пользуется довольно большим авторитетом.

С другой стороны, в этом же заключена и очевидная проблема для него: ведь в первые четыре года правления Путина Касьянов занимал пост главы правительства. Он возглавлял правительство, когда начиналась чеченская война, когда захватывались и закрывались государством частные телекомпании, когда оппозиция «выдавливалась» из парламента . И все это время Касьянов спокойно работал вместе с Путиным в Кремле. А это создает проблему для его репутации.

Но, с другой стороны, нам известны примеры того, когда такая проблема не помешала политическому успеху. Так, Михаил Саакашвили, который работал в правительстве Шеварднадзе, возглавил революцию в Грузии и сменил там режим. Или Виктор Ющенко, который работал премьером в администрации Кучмы на Украине, возглавил затем «оранжевую революцию» и привел оппозицию к власти.

В общем, ничего нельзя исключать. И сегодня, хотя бы на словах, проблемы демократии, гражданских свобод, прав человека, европейской идентичности России, европейского вектора развития России занимают существенную часть программы и риторики Михаила Касьянова.

XS
SM
MD
LG