Линки доступности

Обзор печати от 18 октября 2005 г.


Кто победил в деле Ходорковского. Статья научного сотрудника фонда Филипса Анны Парачкевовой о современном состоянии дела Ходорковского опубликована в «Крисчен сайенс монитор». Автор статьи сообщает, что в среду на прошлой неделе были проведены обыски в ряде компаний, имевших в прошлом деловые отношения с «Юкосом», после чего прокуратура заявила, что намерена открыть новое уголовное дело против Михаила Ходорковского.

Парачкевова пишет, что дело Ходорковского не завершено, оно вызывает большую напряженность в российском обществе. Теперь уже не ясно, кто больше виновен, и кто сильнее запуган – обвиняемый или обвинители. «Дело Ходорковского и его воздействие на демократию в России будет продолжаться по четырем причинам», - считает эксперт и перечисляет эти причины.

Во-первых, даже ход первого процесса Ходорковского обнажил фундаментальные пороки российской судебной системы. Во-вторых, преступления, за которые судили Ходорковского, столь же широко распространены в современной России, как водка. В-третьих, приговор, вынесенный Ходорковскому, сделал его жертвой в глазах многих людей, и возникшее движение его сторонников, «Левый поворот», быстро становится новым объединяющим фактором для оппозиции, которая приобретает новые силы перед предстоящими выборами. И, наконец, дело Ходорковского будет и впредь подогреваться параноидальным стремлением администрации Путина подминать под себя и контролировать все и вся в условиях нестабильного политического климата.

Подробнее остановившись на всех четырех пунктах, Анна Парачкевова, указывает на то, что действия властей сеют сомнения относительно того, кто в этом деле истинный победитель, а кто проигравший. Сокрытие властями местонахождения Ходорковского еще больше повысило его популярность. Секретность породила слухи, что он направлен в один из самых отдаленных лагерей. Непредсказуемость ситуации не исключает и того, что Ходорковскому удалось бежать, и он теперь готовится к мести как граф Монте-Кристо.

В заключение статьи автор говорит о создании новой организации «Комитет 2008» во главе с Гарри Каспаровым, возникновение которой инспирировано Ходорковским. В заявлениях из тюрьмы Ходорковский говорит о неизбежности «левого поворота» и предсказывает, что он обязательно произойдет – либо в результате открытых и честных выборов, либо путем революции или переворота. Ходорковский обращается также к властям Соединенных Штатов и ко всему миру. Он заявляет, что позитивное и стабильное партнерство Запада с Россией зависит от ее способности поддерживать и укреплять демократию. Но такой способности у России не будет, по крайней мере, до тех пор, пора продолжается дело Ходорковского.

Перемена в тактике чеченских боевиков. Нил Бакли в «Файнэншиел таймс» обсуждает положение на Северном Кавказе в связи недавними событиями в Нальчике.

Он считает, что террористические нападения в столице Кабардино-Балкарии отражают недавние перемены в руководстве и тактике чеченских боевиков, а так же их возросшее влияние на соседние республики Северного Кавказа. Чеченские боевики охарактеризовали выступление в Нальчике как первую крупную операцию с тех пор, как Абдул Халим Садулаев возглавил руководство вместо убитого Аслана Масхадова.

«Садулаев ясно сформулировал цель – распространить чеченский конфликт на все шесть северокавказских республик, - говорится в статье. - Он приказал создать новый северокавказский фронт, перетряс руководство, введя в свое «правительство» Шамиля Басаева – в качестве первого заместителя премьер-министра, ответственного за безопасность. Получивший политическое убежище в Великобритании Ахмед Закаев, который резко критиковал методы Басаева, тоже стал заместителем премьера – по иностранным делам».

В заявлении, опубликованном в интернете, чеченские боевики назвали операцию в Нальчике «успешной военной операцией» муджахеддинов Кавказского фронта, его Кабардино-Балкарского сектора. Они подчеркивают, что в операции участвовало много жителей Кабардино-Балкарии, и это подтвердил Андрей Новиков, заместитель министерства внутренних дел России, а также министр обороны Сергей Иванов. По словам Иванова, это не было вторжением извне, операцию провели местные подпольные группировки.

По мнению аналитика Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, события в Нальчике показали, что на Северном Кавказе серьезные проблемы охватывают все республики. Сторонник Кремля Арсен Каноков, назначенный президентом Кабардино-Балкарии, считает, что низкий уровень жизни и высокая безработица создают почву для религиозного экстремизма и других деструктивных сил, ведущих идеологическую войну. Предшественник Канокова Валерий Коков, проводил политику подавления религиозных диссидентов, чем только подливал масло в огонь всенародного недовольства.

«Однако российские власти считают себя победителями, так как им удалось быстро подавить вооруженное выступление в Нальчике, - пишет Бакли в заключение статьи в «Файнэншиел таймс». - Они заявляют, что такова же будет реакция на другие выступления».

Новые реставраторы икон. Московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Сет Майданс посвятил статью возобновленному в России процессу реставрации древних икон и спору Русской Православной церкви и светских музеев по поводу места их хранения.

«С падением коммунизма в 91 году, в России происходит бум в области писания и реставрации икон, - пишет журналист. - Живущая в Бостоне иконописица Ксения Покровская утверждает, что всюду в городах и российской глубинке работают многочисленные иконописцы и реставраторы. Их тысячи. «Это весна церковного искусства», - говорит она.

Нередко под слоем потемневшей от времени олифы реставраторы обнаруживают произведение великого анонимного мастера. Порою искусные реставраторы находят шедевры древнерусского искусства скрывающихся под слоями красок более позднего письма.

Сотрудник реставрационного отделения Государственного исторического музея Алексей Хетагуров недавно обнаружил совершенно уникальную по своим эстетическим качествам икону конца XVII века Богоматерь «Несекомая гора». «Это поистине великое произведение искусства, - говорит Хетагуров, - не меньше Моны Лизы. Ее глаза явственно выражают светлую радость».
«Появление нового поколения реставраторов, - продолжает корреспондент «Нью-Йорк Таймс», - напоминает период столетней давности, когда в России возобновился интерес к древнему церковному искусству. Тогда старинные иконы собирали в коллекции и реставрировали. Однако возрождение интереса к древнерусскому искусству в начале XX века сменилось жестоким советским иконоборчеством, в ходе которого были уничтожены не только многочисленные произведения религиозного искусства, но вместе с ними и тысячи священнослужителей и простых верующих».

«В советское время были уничтожены десятки тысяч икон, - отмечает Ксения Покровская. - До наших дней сохранилась лишь часть от общего числа созданных в дореволюционной России икон. Но даже эта оставшаяся часть представляет собою огромное количество».

Одновременно с бумом иконописания и реставрационных работ идет спор вокруг значения религиозного искусства и его места в культурной жизни современного российского общества. Ставятся такие вопросы: правомочно ли сводить старинные иконы к категории произведения искусства или они являются только предметом религиозного почитания? Должны ли они храниться в церквах или в музеях?

Для большинства из тех россиян, которые работают в области консервации, иконы считаются одновременно выдающимися произведениями мирового искусства и великими святынями Православной Церкви. «Нужно восчувствовать душу иконы, чтобы ее понять, - говорит реставратор Алексей Хетагуров. - Если ты на это не способен, можно ее испортить. Для реставратора нужен 10-ти и даже 20-летний опыт кропотливой работы, чтобы приобрести такое разумение».

Обзор подготовили Семен Резник и Виктор Потапов

XS
SM
MD
LG