Линки доступности

Обзор печати от 17 октября 2005 г.


Опасный Северный Кавказ. «Насилие на Кавказе» – так озаглавлена редакционная статья столичной «Вашингтон пост». В ней говорится, что недавние события в Нальчике, как и то, что произошло год назад в Беслане, доказывают, насколько призрачна та «стабильность», которую, как утверждает правительство России, оно установило на Кавказе.

«Совершенно очевидно, что повстанческое движение теперь лучше организовано, что ряды его растут, и что оно становится все более жестоким, - говорится в статье. - Цель повстанцев, в прошлом сводившаяся к созданию независимой Чечни, расширилась: они явно хотят дестабилизировать весь регион. Местные мини-диктаторы, поддерживаемые Кремлем, обрушились на любые проявления инакомыслия – религиозного и политического, что вызвало новый приток желающих участвовать в террористических группировках. Поскольку более умеренные лидеры чеченских сепаратистов либо находятся в изгнании, либо убиты, поиски политического решения кризиса в кавказском регионе являются далеко не простым делом».

«Последние несколько лет, - продолжает «Вашингтон пост», - международное сообщество стояло, как правило, в стороне от Северного Кавказа на том основании, что происходящее там кровопролитие является внутренним делом России. Реальное мирное урегулирование в этом регионе вряд ли может быть достигнуто без участия всех без исключения этнических, политических и религиозных групп. Переговоры между ними желательно вести под наблюдением нейтрального «аутсайдера». Если США не подходят на эту роль, Вашингтон должен поощрить для участия в переговорах какую-либо другую страну. Независимо от того, установили ли чеченские боевики связь с «Аль-Кайдой», как утверждает Россия, или такой связи нет, они способны принести большой вред за пределами своей территории. Кабардино-Балкария, в конце концов, расположена недалеко от Турции, от Ирана и даже от Европы, хотя большинство европейцев об этом не догадываются», - пишут в заключение авторы редакционной статьи в «Вашингтон пост».

Секретное оружие Путина. Статью своего московского корреспондента Ким Мерфи, в которой рассказывается о том, как расширение российского энергетического гиганта «Газпром» способствует росту влияния России, поместила «Лос-Анджелес таймс».

«Еще год назад казалось, что Украина неуклонно ускользает из рук России в объятия Европы, пишет журналистка. - После демократической «оранжевой революции» Украина стремилась вступить во Всемирную торговую организацию раньше России и говорила о пересмотре приватизации компаний, купленных российскими инвесторами. Все это представлялось экономическим кошмаром для России в стране, которую она считала своим постоянным клиентом. Однако картина выглядела совсем иначе 30 сентября, когда новый премьер-министр Украины Юрий Ехануров приехал в Кремль. «Мы дали ясный сигнал, - заявил Ехануров. - Нашим партнерам больше не надо волноваться из-за пересмотра приватизации».

Что же изменило позицию Украины? Выяснилось, что у Путина есть секретное оружие под названием «Газпром». Российский энергетический гигант поставляет Украине треть газа по ценам гораздо ниже тех, которые платят европейские потребители. Когда новые прозападные лидеры Украины заговорили об уходе из сферы влияния России, «Газпром» объявил, что, если Украина хочет в Европу, ей придется платить за газ по европейским ценам. По оценкам большинства аналитиков, это обошлось бы в три миллиарда долларов и привело бы к коллапсу украинской экономики. «Теперь, после визита Еханурова, - замечает Ким Мерфи, - стороны планируют провести новые и, наверно, более мирные переговоры о ценах на газ».

«Вот что бывает, когда государству принадлежит газовая компания, - комментирует автор статьи в «Лос-Анджелес таймс». - Сегодня «Газпром» поставляет в Западную Европу около трети потребляемого ею газа. Планируя приобрести 25 процентов крупных залежей нефти у побережья Сахалина и построить новые арктические трассы в Баренцевом море, «Газпром» намерен стать крупным поставщиком газа в США, Японию и Китай. Покупка «Сибнефти», ранее принадлежавшей миллиардеру Роману Абрамовичу, отдаст в руки «Газпрома» добычу 650 тысяч баррелей нефти в день и сделает его пятой по величине российской нефтяной компанией».

«Путин медленно, но уверенно создает контролируемый государством энергетический гигант мирового масштаба, - говорится далее в статье. - Менее чем за два года российский президент фактически ренационализировал значительную часть нефтегазового сектора, где доминировали частные владельцы, одновременно открыв беспрецедентные возможности для частных иностранных инвестиций. Выступая перед журналистами на октябрьском саммите Евросоюз-Россия в Лондоне, Путин описал рост энергетической зависимости Европы от России как ситуацию, «в которой выигрывают все».

«Однако государственный контроль означает, что музыку заказывает Кремль, и «Газпром» остается инструментом государственной политики, - подчеркивает автор статьи. - Именно так произошло с Украиной. Угроза поднять цены на газ не была единственным рычагом «Газпрома». Когда Киев ответил угрозами поднять цену транспортировки газа в Европу, «Газпром» объявил о планах построить 720-мильный трубопровод в Европу через Балтийское море, в обход Украины. Он скупил также газ в Туркменистане, который мог бы стать для Украины альтернативным поставщиком, и в конце сентября заключил договор об аренде транспортных магистралей, идущих через Узбекистан, которыми могла бы заинтересоваться Украина. По мнению многих, «Газпром» приобретает такое влияние, что место его президента становится посадочной площадкой для Путина, если он выполнит свое обещание и не будет баллотироваться в 2008 году».

«На мой взгляд, это наиболее вероятный сценарий, - говорит директор Московского центра Карнеги Эндрю Качинс. - В этом случае Путин приобретает огромную власть и влияние. И он явно проявляет интерес к стратегической важности энергетических активов «Газпрома» и дальнейшему развитию компании». Этой цитатой заканчивается статья московского корреспондента «Лос-Анджелес таймс» Ким Мерфи.

СБУ – оружие политиков. В редакционной статье «Уолл-Стрит джорнал» рассказывается о наследии и роли службы безопасности Украины в политической жизни страны после распада Советского Союза.

СБУ стала инструментом удержания власти, устрашения политических противников и преследования правдолюбцев. По мнению газеты, самыми тяжкими эпизодами в короткой истории СБУ стали исчезновение в сентябре 2000 года журналиста и борца с коррупцией Георгия Гонгадзе, бегство майора Мельниченко, а также попытка убийства кандидата в президенты Виктора Ющенко.

«Скандал, связанный с Гонгадзе привел к увольнению Леонида Деркача, близкого к президенту Леониду Кучме тогдашнего руководителя СБУ, - говорится в комментарии. - Правда, недавно выяснилось, что виновными в убийстве журналиста является группа высокопоставленных офицеров уголовного розыска, включая Генерала Алексея Пукача. Пукач был арестован, а позднее покинул Украину. В СБУ заявляют, что его якобы так и не могут найти. Падение СБУ ускорилось после бегства майора Мельниченко. Офицер охраны президента Кучмы покинул Украину двадцать шестого ноября 2000 года, совершая туристическую поездку в Чехию. Прячась в Остраве, ему удалось опубликовать секретные записи, сделанные в кабинете Кучмы, доказывающие, по крайней мере, три вещи: что генерал Деркач использовал СБУ в качестве политического оружия, что президент Кучма отличается бурным темпераменом, и что украинские руководители вовлечены в незаконную торговлю оружием».

В 2003 году СБУ возглавил генерал-лейтенант Игорь Смешко, ставший первым руководителем ведомства – не выходцем из советского КГБ. Ющенко подмешали яд, когда Смешко разыгрывал гостеприимного хозяина на даче у своего заместителя Сацюка.

«Интересно, что перед этим трагическим ужином, Смешко встречался в Москве с представителями Службы внешней разведки России, - отмечается в статье. - Однако и после «оранжевой революции» СБУ остается инструментом политической влияния в Украине. Так, став премьер-министром, Юлия Тимошенко потребовала назначения на пост главы СБУ своего человека, а именно – Александра Турчинова. Он никогда ранее не работал в органах разведки и безопасности, но был советским аппаратчиком, а позднее – депутатом и преподавателем. Пока очевидно, что Турчинов не имеет явного влияния в СБУ».

СБУ образовалось в 1991 году после распада Советского Союза и является преемницей украинского Комитета государственной безопасности. Даже руководство СБУ оставалось прежним со времен КГБ. Не удивительно, что бывший глава СБУ Николай Холушенко оставался до конца преданным Кремлю. Это он передал архивы своего ведомства в Москву, где позже возглавил службу контрразведки.

Большинство последующих руководителей СБУ также являлись в прошлом кадровыми офицерами КГБ. «Многие из них, в первую очередь, считают себя советскими, и только во вторую украинскими офицерами. Их друзья и коллеги – в Москве, а не в Киеве», - отмечает «Уолл-Стрит джорнал».

Газета считает, что лучшей демонстрацией благих намерений Ющенко, был бы роспуск СБУ, которая по своей сути является репрессивным, все еще «советским» по своему кадровому составу, устройству и политическим задачам органом. Вместо нее, необходимо создать ведомство по типу Федерального бюро расследования, а также сильный центр по борьбе с терроризмом.

«Это способствовало бы укреплению национальной безопасности Украины, и ускорило интеграцию страны в европейские структуры», - говорится в заключение редакционного комментария в «Уолл-Стрит джорнал».

Обзор подготовили Владимир Фрумкин и Марат Азалов

XS
SM
MD
LG