Линки доступности

Нефть Аляски


Спад в добыче и переработке нефти, вызванный последствиями двух мощных ураганов, обрушившихся на побережье Мексиканского залива в прошлом месяце, привел к росту цен на нефтепродукты в США. Вновь зазвучали голоса тех, кто призывает к началу разведки нефтяных месторождений и бурению в Национальном Арктическом заповеднике на Аляске.

Этот, пребывающий в первозданном виде регион был объявлен заповедным почти 50 лет назад. Сторонники охраны окружающей среды выступают против любого бурения здесь, хотя специалисты по нефтедобыче заявляют, что современные технологии позволяют избежать вмешательства в жизнь местной флоры и фауны.

Чтобы увидеть, какое воздействие может оказать добыча нефти на заповедник в прибрежной равнине, достаточно взглянуть на расположенное менее чем в ста километрах от него месторождение в городке Дэдхорс, которое уже почти сорок лет разрабатывает компания «Бритиш петролеум».

На буровой, тысячи метров труб опускают в скважину, направленную горизонтально в сторону находящегося за пределами площадки месторождения. Технология горизонтального бурения позволяет нефтяным компаниям достигать залежей нефти, занимающих под землей площадь в 130 квадратных километров, причем делать это с рабочей площадки размером менее трех сотых кв. километра.

Один из руководителей «Бритиш петролеум» на Аляске Скотт Дайгерт считает, что можно работать, практически не причиняя ущерба окружающей среде: «Площадка, которая нам нужна для работы здесь, намного меньше, чем в заливе Прюдо в 70 годы. Площадка 2002 года очень маленькая, но на ней расположены около 50 скважин. Следующие площадки будут еще меньше, и с них можно будет добираться еще дальше».

Однако активисты защиты природы и некоторые коренные народы, населяющие Аляску, заявляют, что нефте- и газоразработка неминуемо наносят ущерб окружающей среде. Президент экологической организации «Арктические связи» Памела Миллер, во время своего недавнего пребывания в Вашингтоне выступила на «Голосе Америки»: «Нефтяные компании эксплуатируют 27 нефтяных полей в заливе Прюдо. Это огромный комплекс дорог, трубопроводов, буровых площадок и аэродромов. В год здесь случается до 500 утечек нефти. Воздух здесь загрязнен, а содержание окиси азота выше, чем в Вашингтоне. Это промышленный комплекс. Невозможно разместить нечто подобное в самом сердце заповедника и при этом не нанести ущерба природе».

Власти штата Аляска придерживаются другого времени. По словам Марка Майерса, возглавляющего местный департамент нефти и газа, нефтедобыча затронет не более одного процента площадей Арктического заповедника и будет ограничена прибрежными районами Северного Ледовитого океана.

«Правительство штата Аляска убеждено, что разработка может и должна вестись на прибрежной равнине, но при соблюдении жестких природоохранных требований, с использованием самых современных технологий и минимальном воздействии на окружающую среду, - продолжает Майерс. - Еще раз подчеркиваю – при соблюдении жестких мер защиты природы».

Местная тундра служит средой обитания многочисленных видов животных и растений, но проведенные исследования показали, что нефтедобыча не окажет на них значительного воздействия. Памела Миллер, в свою очередь, заявляет, что промышленные разработки на Аляске уничтожат экосистему: «Заповедник перестанет быть убежищем для животных и растений. Это будет район нефтяной добычи. Это неправда, что воздействие на заповедник будет минимальным. Оно будет огромным, и его последствия будут необратимым».

Как утверждает Марк Майерс, большинство населения сорок девятого штата США являются сторонниками охраны окружающей среды, и, тем не менее, они выступают в поддержку идеи разработки месторождений энергоносителей в Национальном Арктическом заповеднике: «Можно добиться стопроцентного согласия жителей Аляски по этому вопросу? По любому вопросу? Нет. Отдает ли себе отчет большинство жителей в том, каков реальный баланс между экономическими выгодами и воздействием на природу? Думаю, что да».

В предстоящие недели борьба вокруг этой проблемы продолжится в Конгрессе, которому предстоит решать, чему отдать приоритет – увеличению добычи энергоносителей внутри страны или защите невосполнимого уголка живой природы. Возможно, конгрессменам удастся найти компромиссное решение.

XS
SM
MD
LG