Линки доступности

Обзор печати от 13 октября 2005 г.


Может ли Россия идти против течения? Недавно президент Буш провозгласил, что на глазах мира происходит «самое быстрое в истории продвижение вперед демократических институтов». По мнению критиков, эта перспектива волнует кремлевского Карла Роува – Владислава Суркова, заместителя главы администрации и политического советника Владимира Путина, который усердно работает над тем, как обойти наступление западной политики на историческую империю России, пишет Джим Хоугленд в газете «Вашингтон пост». Его статья озаглавлена «Может ли Россия идти против течения?»

Сурков, мало известный за пределами России, является командиром в войне идей демократии в бывшем СССР и намерен либо кооптировать, либо предотвратить политические движения, которые вызвали мирные революции в Сербии, Грузии и Украине, пишет автор. По мнению Хоугленда, Сурков, в отличие от своего американского коллеги, имеет возможность дергать за тайные рычаги власти.

Автор предлагает читателям короткую формулировку взглядов Суркова, которые он высказывает в своих выступлениях в подконтрольных государству СМИ: «То, что происходило в России в 90-х годах, было не действующей демократией, а хаосом и аморальностью правительства. Теперешние власти работают над тем, чтобы восстановить порядок и ценности и бороться с террористами, которые убивают невинных. Наши политические оппоненты не понимают всех масштабов и средств, необходимых для выполнения этих задач». Подставьте Билла Клинтона и демократов вместо Бориса Ельцина и его окружения – и вы получите Карла Роува, считает Джим Хоугленд.

Команду Путина объединяет главное убеждение: Россия никогда не вернется к неразберихе и беспорядку ельцинских времен. Россия должна найти путь к «суверенной демократии», которая защищает культурные традиции, экономические активы и стратегическую военную силу страны от иностранного вмешательства или господства. Тем не менее, продолжает автор, Кремль приводит в готовность механизмы для того, чтобы вывести на улицы собственные толпы и развернуть собственные «неправительственные» организации, когда придет время. Недавно Сурков создал молодежную организацию «Наши» и помог организовать внешне конкурирующие политические партии для поддержки Путина в кризисной ситуации. Кроме того, Кремль безжалостно душит независимые СМИ.

Недавний визит Джима Хоугленда в Кремль убедил его в том, что команда Путина верит в то, что уличные протесты, которые заблокировали результаты выборов в пользу поддерживаемого Путиным кандидата, были организованы с участием США и гражданских организаций Запада. Решающую роль сыграли уличные силы, а не демократическая трансформация.

Автор статьи приводит слова покидающего свой пост польского президента Александра Квасьневского: «Попытки захватить СМИ, партии и все остальное – это абсолютно искусственный подход в сегодняшнем мире. Вы можете обнаружить, что ваши неправительственные организации – вовсе не ваши. Я понял, что могут быть только две ситуации: дверь может быть либо открыта, либо закрыта. Если попытаться оставить дверь диктатуры приоткрытой, как только накопятся силы, она могут заставить ее слететь с петель». Москве стоит задуматься над этой мыслью, приходит к заключению Джим Хоугленд в своей статье, напечатанной в газете «Вашингтон пост».

В бывшем СССР снижается уровень бедности. В статье Селии Даггер, напечатанной в газете «Нью-Йорк таймс», рассказывается о результатах недавнего исследования Всемирного Банка. Вопреки распространенному представлению о том, что разрыв между бедными и богатыми в бывшем СССР увеличился, результаты исследования показали, что уровень бедности и неравенства после финансового кризиса в России в 1998 и 1999 годах значительно снизился. В частности, в Восточной Европе и странах бывшего СССР 40 миллионов населения между 1998 и 2003 годами преодолели черту бедности. Если ранее каждый пятый находился за чертой бедности, то теперь – лишь каждый восьмой. Однако 61 миллион человек до сих пор продолжают бедствовать.

Решающими факторами улучшения благосостояния населения, говорится в статье, исследователи считают экономический рост и увеличение заработной платы при одновременном снижении роли социальной поддержки. Если две трети бедного населения в этих странах работают, то в остальной Европе бедствуют в основном безработные. По мнению автора статьи, за этими цифрами скрываются бурные изменения, вызванные переходом от социалистической плановой экономики к рыночному капитализму. Работники стали переходить из государственных предприятий в частные, а также переселяться из сел в города для работы в строительстве и сфере обслуживания.

В России, где во время финансового кризиса уровень бедности возрос на 20%, к 2000 году он снизился до 8,5%, что ниже, чем было до кризиса. Прогресс в сокращении бедности заметнее всего в столичных городах, и гораздо меньше в сельской местности. К примеру, в Ташкенте только 4% бедных, в то время как в сельскохозяйственных районах Узбекистана – 55%. Исследование показало, что в России, Молдове, Румынии, Венгрии и Казахстане, уровень бедности снизился наиболее быстро, в то время как в Грузии и Польше количество бедных увеличилось.

Согласно выводам исследователей из Всемирного Банка, неравенство в бывшем СССР удалось уменьшить благодаря тому, что доходы бедных в пропорциональном отношении стали выше, чем доходы богатых. Однако даже при текущих показателях экономического роста снижение уровня бедности будет идти медленно, так как экономический рост не в состоянии обеспечить работой людей без образования, навыков и необходимой мобильности, пишет Селия Даггер в газете «Нью-Йорк таймс».

Российские брэнд-скваттеры. Ловкие дельцы в России регистрируют названия известных зарубежных торговых марок на свои компании. Когда же владельцы настоящей торговой марки пытаются открыть бизнес в России, дельцы предлагают им «выкупить» право на использование на российском рынке их же собственной торговой марки. Самое удивительное, что такая деятельность не нарушает российского законодательства, пишет Эндрю Крамер в газете «Нью-Йорк таймс».

Обычно брэнд-скваттеры – захватчики торговых марок – просят сравнительно небольшую сумму, 50-60 тысяч долларов. Судебная тяжба может затянуться и обойтись еще дороже, поэтому, пишет автор, многие зарубежные кампании предпочитают просто откупиться. Недавно с подобной дилеммой столкнулась и американская компания «Starbucks», владеющая широкой сетью кафе по всему миру. Парадокс состоит в том, что в то время как российское правительство, стремясь ускорить вступление страны во Всемирную торговую организацию, ужесточает борьбу с поддельной продукцией, новый вид пиратства процветает.

Усиление мер по охране интеллектуальной собственности также позволило недобросовестным предпринимателям использовать суды для выбивания денег из крупных западных компаний, которые не успели во-время зарегистрировать свои торговые марки в России, пишет Эндрю Крамер в газете «Нью-Йорк таймс». Дело в том, что тот же «Starbucks» зарегистрировал свою торговую марку в России еще в 1997 году, но не открыл там ни одного кафе. Этим воспользовался московский адвокат Сергей Зуйков, который добился аннулирования регистрации под тем предлогом, что марка не используется в коммерции, и перерегистрировал марку «Starbucks» на компанию, которую он представляет. В интервью удачливый делец сказал: «Да, это несправедливо, но вполне законно».

Обзор подготовили Джулия Аппел и Марат Афзалов.

XS
SM
MD
LG