Михаил Ходорковский и Платон Лебедев больше не находятся в следственном изоляторе «Матросская тишина». Во вторник розысками самых известных российских заключенных занимались их адвокаты и журналисты.
О том, что Ходорковского и Лебедева нет в следственном изоляторе, первыми узнали их адвокаты, когда пришли на запланированную заранее встречу со своими подзащитными. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) дают противоречивую информацию о местонахождении бывших руководителей «Юкоса» и «Менатепа». По одним сведениям, их этапируют в Пермскую область, по другим – в Свердловскую, по третьим – в Саратовскую. Наконец, источник, близкий к родственникам Михаила Ходорковского, сообщил, что сам Ходорковский отправлен в колонию в Ямало-Ненецкий автономный округ, а Платон Лебедев – в Читинскую область. Правда, вслед за каждым из этих сообщений неизменно следовало опровержение из Федеральной службы исполнения наказаний.
Адвокаты допускают и возможность того, что Ходорковский и Лебедев находятся еще в Москве, в Краснопресненской пересыльной тюрьме, а через некоторое время могут быть возвращены в «Матросскую тишину». Адвокат Лебедева Владимир Краснов заявил, что ожидает официального заявления ФСИН о месте нахождения своего подзащитного в течение двух дней.
Другой адвокат Лебедева, Евгений Бару считает, что достоверно о месте нахождения его подзащитного будет известно после того, как он сможет передать записку на волю. Евгений Бару отмечает также, что для здоровья Платона Лебедева этапирование может быть небезопасным – врачи из Великобритании пришли к выводу, что у него есть признаки цирроза печени или начальная стадия рака печени.
Сразу после оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву появились сообщения о том, что им будут предъявлены новые обвинения. На прошлой неделе в офисах «Юкоса» и связанных с ним структур были проведены масштабные обыски. В том числе – в фонде «Открытая Россия» и в офисах адвокатов экс-главы «Юкоса» Антона Дреля, Дениса Дятлева и Альберта Мкртычева. Защита Ходорковского и Лебедева полагает, что обыски и были связаны с подготовкой новых дел в отношении их подзащитных.
Между тем, московская Адвокатская палата обратилась с запросом в Конституционный суд Российской Федерации в связи с обысками, проводившимися Генпрокуратурой в ряде адвокатских бюро столицы. При этом в запросе отмечается, что обыски были произведены без судебного решения. Есть мнение, что обысками в адвокатских конторах Генеральная прокуратура Российской Федерации хочет оказать давление на защитников Ходорковского и Лебедева. Об этом свидетельствует и попытка Федеральной регистрационной службы лишить адвокатского статуса Юрия Шмидта. Сам Юрий Шмидт заявил, что после ознакомления с представлением ФСР соберет пресс-конференцию и сделает большое заявление. Один из ведущих защитников Ходорковского назвал все происходящее «местью за мои публичные выступления» и попыткой «вновь подчинить адвокатуру, запугать ее и привести в то состояние, в котором она находилась в советское время».