Линки доступности

В преддверии парламентских выборов в Азербайджане


До парламентских выборов в Азербайджане осталось немногим более месяца. «Голос Америки» попросил лидера партии «Мусават» Ису Гамбара рассказать о предвыборной ситуации в стране.

Наджия Бадыкова:
Насколько известно, предвыборная гонка уже началась. Можете ли вы сравнить предвыборную ситуацию сейчас с той, которая была в 2000 и 2003 году?

Иса Гамбар:
По сути, больших изменений нет. Потому что приоритеты сторон – основных участников процесса – остались прежними. Приоритет властей – то есть, алиевского режима – остаться у власти во что бы то ни стало. Приоритет демократической оппозиции – свободные и справедливые выборы. Для нас это даже важнее, чем то, сколько мест мы займем в парламенте. И приоритет Запада тоже остается прежним – добиться, по возможности, хороших изменений при сохранении стабильности. То есть, в корне никаких изменений не произошло. Но стороны стали более опытными. Больше узнали друг друга. И больше внимания уделяют имиджу. И стараются больше показывать международной общественности свои намерения, свои приоритеты – вот в чем основная разница. Я думаю, что и нам это лучше удается сделать в отличие от 2003 года. И я хочу отметить, что азербайджанские власти тоже научились имитировать демократичность лучше, чем раньше.

Н.Б.:
Если произойдет фальсификация на выборах, к каким последствиям это может привести?

И.Г.:
К сожалению, власти Азербайджана готовятся именно к фальсификации выборов. Как я сказал, их приоритет – сохранение власти во что бы то ни стало. А мы, со своей стороны, боремся за свободные и справедливые выборы. И основной конфликт этой ситуации в этом и заключается. Очень многое будет зависеть от позиции международных организаций. Потому что мы хотим именно мирного перехода к демократии. А мирный переход к демократии от авторитаризма невозможен без прямого участия международной общественности, международного сообщества, без влияния международного сообщества. И в этом плане очень многое будет зависеть от международных организаций, от Соединенных Штатов и так далее. Власти будут фальсифицировать выборы. А мы попытаемся исключительно мирными методами продемонстрировать позицию народа. И опять-таки роль арбитра достанется международным организациям. Мы готовы принять те результаты, которые будут итогом именно нормальных выборов. Я не говорю идеальных выборов, но – нормальных выборов.

Н.Б.:
Есть ли какие-нибудь изменения в системе выборов, и что вы думаете о них?

И.Г.:
Мы предлагаем способ, чтобы один избиратель не мог проголосовать несколько раз. У нас это называется «карусель», когда один тот же человек многократно голосует. Но власти не соглашаются на это, потому что они не хотят расставаться с возможностями фальсифицировать выборы. Если же будет введена маркировка пальцев избирателей, то это довольно серьезно ограничит фальсификационные возможности властей. Но главное наше требование – изменить принцип формирования избирательных комиссий. Сейчас большинство членов комиссий и председателей комиссий – сплошь члены правящей партии. А мы требуем, чтобы в комиссиях было равенство между представителями оппозиции и властей. Если бы это было сделано, свободные и справедливые выборы в Азербайджане были бы обеспечены. Будет очень трудно. Но я думаю, что мы все-таки на этот раз подготовлены гораздо больше к шагу вперед. Я имею в виду демократический лагерь Азербайджана – блок «Азадлык», который я здесь представляю. В этом блоке объединены все ведущие партии Азербайджана. Партия «Мусават», которую я представляю. И партия Народного фронта. И Демократическая Партия. Я думаю, что мы способны получить большинство голосов. И способны повлиять на проведение свободных и справедливых выборов. Но это будет серьезная борьба.

Н.Б.:
Что вы можете сказать о роли соседних государств? Какое влияние оказывают они на Азербайджан сейчас?

И.Г.:
Сказать сейчас, что Азербайджану повезло с соседями, было бы слишком оптимистично. Все-таки мы находимся между Россией и Ираном, и каждая из этих стран имеет свои цели в Азербайджане, и не всегда эти цели совпадают с интересами Азербайджана. Но мы заинтересованы в самых хороших отношениях с Россией и со всеми другими нашими соседями. Россия, судя по всему, сторонница статус кво и поддерживает режим Алиева. Иран ведет более сложную игру. Но Иран тоже заинтересован в сохранении этого режима, так как этот коррумпированный режим Алиевых не дает возможности Азербайджану развиваться. А Турция пытается ни во что не вмешиваться. Она страшно боится, что кто-то скажет, что Турция вмешивается в дела Азербайджана. Именно поэтому Турция ведет себя крайне пассивно в делах южного Кавказа, в том числе – Азербайджана.

Н.Б.:
А какие отношения у Азербайджана с Туркменией?

И.Г.:
Я надеюсь, что с Туркменией будут отличные отношения, когда и в Азербайджане, и в Туркмении будут правительства, избранные народом. Тогда будут прекрасные отношения.

XS
SM
MD
LG