Линки доступности

Единый кандидат от белорусской оппозиции – Александр Милинкевич


В конце прошлой недели в Минске проходил Конгресс демократических сил, на котором избрали единого кандидата от оппозиции на президентские выборы в будущем году в Беларуси. Делегаты Конгресса – представители большинства партий демократической ориентации и независимых профсоюзов, активисты гражданского общества и видные деятели национальной белорусской культуры после нескольких туров голосования определи свой выбор.

Лидером движения, объединяющего граждан Беларуси, желающих перемен, стал Александр Милинкевич – координатор неправительственной организации «Фонд содействия региональному развитию». В последние годы он был активным участником демократического движения в Гродно, возглавлял ряд общественных объединений и руководил избирательным штабом одного из оппозиционных кандидатов на предыдущих президентских выборах. Александр Милинкевич – кандидат физико-математических наук, сотрудник Института физики Академии наук Беларуси, ответственный работник местных органов власти Гродненщины.

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» события в Минске комментирует один из делегатов Конгресса, главный редактор оппозиционной газеты «Згода» (Согласие), известный белорусский политолог Алексей Кароль.

«Голос Америки» (Алекс Кэмпбелл): Г-н Кароль, вы присутствовали на Конгрессе демократических сил с начала и до конца в качестве делегата. Как вы оцениваете его итоги, а именно – избрание единым кандидатом от оппозиции Беларуси Александра Милинкевича?

Алексей Кароль: Сам по себе съезд уже является важным событием современной истории Беларуси. И то, что он проходил в Беларуси, стало своего рода победой на определенном этапе борьбы демократических сил за демократические перемены в стране. Это самый важный позитивный итог съезда. Власть вынуждена была уступить последовательной и четкой линии демократических сил, касающейся проведения этого Конгресса и выдвижения единого кандидата. Проходил съезд во Дворце Культуры автозавода, расположенного на одной из оживленных минских магистралей в удобном для делегатов месте, рядом с метро, проходил он спокойно, и, хотя власть следила за его ходом, но на этот раз не мешала.

Другая примечательная особенность данного мероприятия заключается в том, что впервые около тысячи участников Конгресса смогли собраться вместе, чего не было уже несколько лет. И согласие на единого кандидата и избрание единого кандидата – сами по себе явление позитивное.

Что же касается голосования, то оно порождает как определенные сомнения, так и надежды.

«Г.А.»: Кто из гостей присутствовал на этом съезде, были ли какие-либо приветствия и поздравления от иностранных государственных и политических деятелей?

А.К.: Да, были приветствия: от имени американского сенатора Маккейна, от бывшего американского госсекретаря Мадлен Олбрайт, присутствовал и приветствовал гостей съезда новый лидер российского Союза правых сил Никита Белых, были приветствия от украинского депутата и одного из архитекторов Майдана, как его нам представили. В качестве наблюдателей присутствовали представители почти всех дипломатических миссий, аккредитованных в Беларуси. Были также гости из самой Беларуси, которые не являлись делегатами Конгресса. Можно сказать, что вся демократическая элита Беларуси была в стенах зала Конгресса.

«Г.А.»: Как восприняли делегаты съезда избрание Милинкевича? Я имею в виду их реакцию после голосования, которое показало, что Милинкевич опередил Анатолия Лебедько, оказавшегося вторым, всего на восемь голосов. Так вот: как восприняли итоги голосования на самом Конгрессе, а также инавгурационное выступление самого Милинкевича?

А.К.: Именно в итогах голосования, в перевесе всего на восемь голосов и таятся сомнения в эффективности избранной тактики борьбы за победу на выборах. В принципе это можно было предвидеть, поскольку два основных кандидата – Анатолий Лебедько и Александр Милинкевич – шли почти вровень, что проявилось при голосовании и ощущалось на предыдущих этапах соперничества кандидатов. Поэтому итоги были восприняты, судя по первым откликам с мест, которые мне известны, так, что отчасти сомнения в эффективности тактики подтверждаются.

При таком распределении сил – практически поровну – очень трудно создать единую команду. И эту опасность предвидели участники Конгресса, эта же тема звучала в их выступлениях, она подтвердилась в итоге. Тем более, что электорату Коммунистической партии, то есть партии Калякина, достаточно трудно поддержать Белорусский Народный Фронт, который так или иначе связывают с именем Милинкевича, хотя он в действительности беспартийный и представлял общественные организации, не связанные с государственной структурой. И в какой-то степени можно сказать, что победа Милинкевича – это победа некой своеобразной партии негосударственных, общественных организаций.

Таким образом, то, чего опасались кандидаты, , а именно – трудностей организации совместной работы разных оппозиционных сил, стало непосредственной задачей после победы Милинкевича. Можно сказать, что организация совместной работы, выработка единой стратегии и тактики –
это более сложная задача, чем та, которая была решена на Конгрессе. А следующий этап – именно выработка единой стратегии. Нельзя повторять ошибки наших предыдущих кампаний, которые не принесли успеха. Надо планировать неожиданные для власти ходы, чтобы сломать их сценарий фальсификации результатов Конгресса. И члены партий, и политологи говорили, что нужен такой накал борьбы и такая единая тактика действий, какие были в Украине во время третьего тура. И в настоящее время важны действия всех демократических сил Беларуси, даже тех, представителей которых не было на Конгрессе. И если продолжать аналогию с Украиной, то два-три белорусских оппозиционных блока должны сотрудничать так, как это делали блоки Ющенко и Тимошенко.

XS
SM
MD
LG