Иностранные банки спешат в Россию. «С тех пор, как Кремль начал наступление на частную нефтяную компанию ЮКОС, он неуклонно восстанавливает свой контроль над обширными энергетическими запасами страны, – пишет журнал «Бизнес уик» в редакционной статье. – Эта политика вызвала осуждение со стороны многих критиков Кремля. Единственная группа, не присоединившаяся к хору недовольных, – это иностранные банкиры, которые тут же выстроились в очередь, наперебой предлагая ссуды государственным энергетическим гигантам России».
Самая последняя по времени сделка такого рода, говорится в статье, – ссуда «Газпрому» для покупки «Сибнефти», предложенная шестью коммерческими и инвестиционными банками. Это – Dresdener Kleinwort Wasserstein, ABN Amro, Morgan Stanley (MWD), Citigrup, Goldman Sachs и Credit Suisse First Boston. Каждый из этих шести банков ссудил «Газпрому» по два миллиарда долларов. Месяц назад группа банков, в которую вошли некоторые из упомянутых выше, подписала соглашение о ссуде 7,5 миллиардов долларов «Роснефтегазу» – холдинговой компании, созданной государством. Ссуда предназначена для приобретения 10,7% акций «Газпрома». Все это, комментирует «Бизнес уик», является частью правительственного плана поднять свою долю в акциях «Газпрома» до 51%.
Эти ссуды не ахти какие прибыльные, продолжает журнал. Семь с половиной миллиардов предоставлены «Роснефтегазу» всего лишь под 1,55%, и притом не без некоторого риска. Как отмечает аналитик московского филиала сводного фондового индекса Standard & Poor’s Елена Ананкина, задолженность «Газпрома» составляет на сегодняшний день 22 миллиарда долларов. «Роснефть» задолжала 14 миллиардов, в то время как ее прибыль за прошлый год достигла всего лишь 1,56 миллиарда долларов. Значительное падение цен на нефть может нанести серьезных удар по финансам этих компаний.
«Что же в таком случае мотивирует иностранные банки?» – спрашивает журнал. – Ответ на этот вопрос кроется в том факте, что среди кредиторов преобладают инвестиционные банки. Они, как признаются их владельцы, тратят миллиарды на краткосрочные ссуды, чтобы обеспечить свое участие в будущих сделках. Так, к примеру, правительство России намерено выплатить задолженность «Роснефти» к концу будущего года, выпустив на рынок 49% акций этой компании. После этого потенциальная стоимость «Роснефти» возрастет до 30 миллиардов долларов, и иностранные банки, которые будут выбраны в качестве гарантов ее активов, могут очень неплохо заработать». «Международные банки могут получить значительные суммы, финансируя российские проекты и компании, связанные с государством», – говорит Крис Уифер, глава исследовательского отдела российского Альфа-банка. «Стоит ли удивляться в таком случае, – заключает «Бизнес уик», – что иностранные банкиры так охотно тратят деньги в России и воздерживаются от критики российской политики ренационализации?»
«Новые славяне Нью-Йорка». Статью Наташи Сингер под таким названием поместила газета «Нью-Йорк таймс». На вечеринке, посвященной выпуску нового сорта русской водки «Империя», встретились дизайнер Донна Каран и русская супермодель Наталия Водянова. Россиянка привела с собой свою подругу, 19-летнюю студентку Диану Камалову, не имеющую никакого опыта в модельном бизнесе. Тем не менее госпожа Каран была очень заинтересована в Диане и пригласила ее на просмотр.
Такая реакция известного кутюрье связана с последним криком моды в Нью-Йорке – моды на славян. Этот модный тренд стартовал в сентябре вместе с открытым чемпионатом США по теннису и продолжается Неделей моды и открытием выставки в музее Гугенхайма под названием «Россия!». Известные дизайнеры выпустили на подиумы вышитые «крестьянские» блузы в славянском стиле и казачьи сапоги.
Этому «славянскому буму» есть объяснение, пишет автор. Диана фон Фюрстенберг, отец которой родился в царской России, считает, что «нью-йоркцы любят русских, потому что они совсем как мы. У них столько энергии, жажды и желания действовать». Никогда еще с момента первой волны русской эмиграции русские не были так заметны, как сейчас. И будь они американские граждане или же просто приезжающие, они совершенно не похожи на тех карикатурных персонажей, которых рисуют себе нью-йоркцы при слове «русский». Автор статьи замечает, что новоприбывшие русские, в отличие от своих предшественников, не стремятся сохранить свою «русскость», а сливаются с остальными жителями города.
Многие богатые россияне стремятся в Нью-Йорк для того, чтобы поддержать положительный имидж России. Благотворительный фонд Владимира Потанина является главным спонсором выставки «Россия!». Леонид Лебедев, член верхней палаты российского парламента, говорит: «Есть стереотип, что Россия – нестабильная страна, полная интриги преступников, в которой по улицам ходят медведи. А выставка русских шедевров позволит американцам познакомиться с настоящим русским искусством и русской душой, и тогда им будет спокойнее заниматься бизнесом в России». Рустам Тарико, российский мультимиллионер, о чьей вечеринке идет речь в начале статься, считает, что славянское присутствие будет только расти. Однако пока неясно, станут ли русские «постоянным цветом» на нью-йоркской палитре, замечает Наташа Сингер в газете «Нью-Йорк таймс».
Закодированные российские алкоголики. Корреспондента «Вашингтон пост» в России Питера Финна заинтересовала распространенная среди россиян методика лечения пьяниц, известная как «кодирование». Журналист встретился в Москве с 32-летней бывшей алкоголичкой по имени Светлана, которая рассказала ему следующую историю. Двумя годами ранее ее «закодировали». Процедура включала в себя легкий гипноз плюс введение препарата короткого действия, способного угнетать дыхание. Еще до того, как препарат сработал, врач предложил Светлане немного водки. У нее закружилась голова и возникли трудности с дыханием, но врач пришел ей на помощь, дав кислороду. «Препарат останется в вашем организме, – предупредил врач, – я закодировал вас на год. Если в течение этого времени вы выпьете, то погибнете». Пациентка оставила подписку, что врач не несет ответственности за ее смерть, если в течение этого срока она прикоснется к спиртному и умрет. Светлана ему поверила, ибо слышала о реальных случаях, когда больной ослушивался врача и умирал.
«Сотни тысяч людей в СНГ прошли через кодирование, – пишет далее автор. – Репутация у этого метода была хорошая, он запугивал людей так, что они напрочь отказывались от спиртного. Но в последнее время пошатнулась именно вера в кодирование, а без веры метод не работает. Народ стал более искушенным, и к тому же сам метод стал применяться чрезмерно широко – не только к алкоголикам, но, например, и на тех, кто пристрастился к азартным играм. Русский интернет полон советов, как проверить, был ли больному введен настоящий противоалкогольный препарат или же только плацебо». «Информация о неудачных случаях кодирования распространяется как никогда быстро, а реальных лечебных альтернатив кодированию у нас нет», – поведал журналисту известный московский психиатр Александр Немцов.
«Между тем потребность в лечении алкоголиков в России необыкновенна остра, – продолжает корреспондент. – Более пятидесяти тысяч человек ежегодно умирают от алкогольного отравления – намного больше, чем на Западе. Упомянутая выше Светлана как-то раз не удержалась и выпила бутылочку пива. Прождала полчаса, трясясь от ужаса, что вот-вот умрет. Но ничего не случилось. Тогда она «уговорила» еще одну бутылочку, и пошло-поехало: уже через сутки у нее начался тяжелый запой. Только полтора года назад она одумалась, записалась в программу «Анонимных алкоголиков», созданную по американскому образцу, и с тех пор действительно блюдет трезвость.
Метод кодирования, придуманный советским психиатром Александром Довженко, пришелся ко двору – он простой, быстрый и дешевый: пригубишь – умрешь. Он может действовать на психику и год, и два, и пять. Применяется и повторное кодирование. Никакой дорогостоящей медикаментозной терапии. Но с научной точки зрения эффективность этого метода никто не проверял, констатирует Немцов. Он когда-то внушал своим пациентам, что воздействует на нервные окончания их ротовой полости, так что если они выпьют хоть каплю, то тяжело заболеют. При этом он давал им разведенный анестезирующий препарат местного действия, вставлял в рот электроды, через которые пропускал ток низкого напряжения, и убеждал пациентов, что теперь они навек лишены возможности безопасно употреблять спиртное.
Это было больше лицедейство, чем врачевание, вспоминает Немцов, чудотворная и быстродействующая психотерапия. Другие врачи достигают того же эффекта, надевая на больных «шлем космонавта», который якобы воздействует на мозг. Но другой московский врач Алексей Магалиф признался корреспонденту «Вашингтон пост» Питеру Финну, что в частной клинике, в которой он сейчас работает, кодирование не применяется.
Обзор подготовили Владимир Фрумкин, Джулия Аппел и Евгений Аронов.