Линки доступности

Швейцарцы не выдали Адамова Кремлю


В понедельник прокуратура Швейцарии все-таки приняла решение об экстрадиции в США бывшего руководителя Минатома России Евгения Адамова, который обвиняется в присвоении 9 миллионов долларов, выделенных из американского бюджета на программу ядерной безопасности. В России на это решение швейцарской стороны реагируют достаточно предсказуемо, и вместе с тем снова поднимают вопрос о том, в какой степени Адамов является сегодня секретоносителем.

Прежде всего МИД России уже сделал заявление, в котором отметил, что решение Швейцарии идет вразрез с правовыми обстоятельствами. Оно носит не юридический, а политически мотивированный характер. «Мы исходим из того, что при наличии конкурирующих обоснованных запросов об экстрадиции преимущество имеет государство гражданства лица, выдача которого запрашивается», – указывается в заявлении внешнеполитического ведомства РФ.

Еще более резкие и, разумеется, негативные заявления по поводу выдачи Адамова делают многие депутаты Государственной Думы. Впрочем, большинство из российских политиков интересует не столько тот факт, был ли замешан в коррупционных скандалах Евгений Адамов и насколько, а то, в какой мере экс-министр остается сегодня секретоносителем.

Например, председатель комитета Госдумы по делам ветеранов Николай Ковалев в очередной раз задается вопросом, почему бывший министр, владеющий важнейшими государственными тайнами, мог спокойно выезжать за рубеж, как любое частное лицо. Депутат убежден, что секреты, к которым имел доступ Адамов, сохраняют актуальность в течение десятков лет.

Эту информацию подтверждает прессе и источник в кремлевской администрации. По его мнению, Евгений Адамов располагает сведениями не только о структуре всех ядерных объектов России, но и о важнейших деталях российского ядерного сотрудничества с Ираном, Индией и Китаем.

Вместе с тем, как бы подводя черту этим спорам в печати, министр обороны Сергей Иванов официально заявил, что формально на сегодняшний день Адамов все-таки не является секретоносителем.

У Адамова есть еще месяц на апелляцию в Верховном Суде в Лозанне. Однако, судя по тону комментариев, которые дают сегодня российские официальные лица, они, видимо, внутренне уже согласились с той очевидной вещью, что добиться экстрадиции Адамова на родину сейчас уже вряд ли возможно. Так, сегодня, отвечая на вопросы журналистов, министр юстиции Юрий Чайка выразил сомнение, что американцы после завершении судебного разбирательства вообще выдадут российской стороне экс-министра атомной энергетики. А все тот же Сергей Иванов подчеркнул, что теперь главная задача – добиться от американской стороны неукоснительного соблюдения прав Евгения Адамова как российского гражданина.

По мнению некоторых российских политиков, суд над Адамовым в США может негативно повлиять на перспективу российско-американских отношений в такой области, как международные программы по ядерной безопасности. Член Совета Федерации, а в прошлом премьер-министр СССР Николай Рыжков полагает, что нынешняя выдача Евгения Адамова – это еще одна попытка США поднять вопрос о критичном уровне безопасности российских ядерных объектов и получить больший доступ к этим объектам.

Вместе с тем заслуживает внимания и такое уточнение этого российского сенатора. Еще пять лет назад парламентарии обращались с запросом к российскому президенту относительно «финансовых махинаций» тогдашнего руководителя Минатома Адамова, но реального разбирательства не последовало. Поэтому, надо полагать, «дело Адамова» должно было бы снова поставить на повестку дня вопрос о борьбе с коррупцией в высших эшелонах российской власти. И заниматься этим надо бы не откладывая российской Фемиде. В противном случае Евгений Адамов может оказаться далеко не последним экс-чиновником, которому будут предъявляться обвинения за рубежом.

XS
SM
MD
LG