Ежегодно полмиллиона американцев, страдающих серьезными нарушениями работы сердца, умирают в ожидании очереди на пересадку этого органа. Часть из них, находящиеся в тяжелом состоянии или в преклонном возрасте, даже не могут попасть в эту очередь. Но недавно у таких пациентов появилась надежда на получение донорского сердца – правда, чуть хуже качеством. Речь идет о программе трасплантации так называемых альтернативных сердец.
…Семидесятитрехлетний Моррис Шулман получил еще один шанс на жизнь. Три года назад ему было пересажено новое сердце.
Хотя господин Шулман был слишком стар, чтобы получить хорошо функционирующее донорское сердце, он стал подходящим кандидатом на сердце с небольшими изъянами, или же на сердце пожилого донора. Его лечащим врачом была сотрудница Пресвитерианской больницы в Нью-Йорке Донна Мансини. «Мы убедились, – говорит она, – что эти сердца тоже могут отлично функционировать и помогать больным людям».
Моррис Шулман до сих пор работает в продовольственном магазине в Нью-Йорке. Он очень благодарен за то, что получил возможность уделять время своей семье: «Я смотрю, как растут мои внуки… Я считаю, что это – самое лучшее, что было в моей жизни».
При пересадке так называемых альтернативных сердец вероятность неудачи отказа несколько повышена: чаще возникают инфекции, ниже послеоперационная выживаемость. Тем не менее сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе доктор Хиллел Лакс убежден, что риск в таких случаях вполне обоснован. «Пациенты из очереди на альтернативное сердце получают органы для пересадки в два раза чаще, чем из очереди на обычные сердца», – замечает он.
Для Дэна Рамиреса и его жены Барбары ожидание повторной трансплантации было тяжелым испытанием. Шестнадцать лет назад Дэну было пересажено сердце, но его работа со временем ухудшилась. Теперь он попал в очередь на альтернативное сердце. Правда, поначалу он был недоволен, потому что хотел получить новое сердце, «самое лучшее и совершенное».
Программа пересадки альтернативных сердец позволяет обеспечить донорскими органами большее число пациентов. Благодаря ей Моррис Шулман получил возможность продлить свой брак с женой Стеллой: «Я не хочу, чтобы моя жена оставалась одна: ведь я женат на самой прекрасной женщине, – говорит он. – Я живу для нее, а она для меня».
В октябре чета Шулманов справит 53-ю годовщину свадьбы.