Линки доступности

Будут ли в России бензиновые бунты?


Главная российская социально-экономическая новость последних дней – рост цен на бензин. На этой неделе правительство Михаила Фрадкова все-таки потребовало от руководства ведущих нефтяных компаний страны заморозить цены на нефтепродукты до конца года. И впервые с 1999 года нефтяники, похоже, согласились на такой шаг.

Что может скрываться за этим решением? Очередное усиление административных начал в российской экономике? Боязнь бензиновых бунтов или просто рядовой компромисс между крупным бизнесом и властью?

Сегодня в России многие и экономисты, и простые граждане не без оснований полагают, что в стране уже давно существовал сговор между властью и нефтяными королями. И до последнего времени проявлялось это в том, что реально государство не применяло санкций к нефтяникам за нарушение антимонопольного законодательства. Чиновники и депутаты оправдываются тем, что у олигархов слишком много денег и опытных юристов. Нефтяники всякий раз кивают на диспаритет цен на российском и мировом рынках, на высокие налоговые и таможенные сборы. Опять же в качестве аргумента используют и ссылки на природные катаклизмы, такие как ураган «Катрина».

Символично, что даже председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник на пресс-конференции открыто признал: рост цен на топливо выгоден как бизнесу, так и государству. «Это невыгодно, – заключил Шафраник, – только потребителю, который никак не организован и не может влиять ситуацию».

Хотя, согласитесь, ему – потребителю – есть над чем задуматься. Ведь на среднюю зарплату средний россиянин может купить бензина в десять раз меньше, чем средний американец, и в пятьдесят раз меньше, чем житель Арабских Эмиратов.

Увы, в России, как правило, люди начинают заявлять о своих правах, только когда доходят до отчаяния. И такие примеры тоже есть. Например, в минувшую пятницу, протестуя против роста цен на топливо, который приводит к полной убыточности сельхозпродукции, крестьяне-сибиряки при помощи комбайнов и машин с зерном перекрыли федеральную трассу «Байкал» в Новосибирской области.

Но на позицию федерального центра подобного рода протесты в далекой провинции вряд ли способны сильно повлиять. Другое дело – ситуация в Москве. А для московского потребителя, судя по недавнему заявлению исполнительного директора Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, новые цены «недостаточно обременительны». Поэтому правительство Михаила Фрадкова скорее всего включило административные рычаги не из-за боязни бензиновых бунтов в столице, а стремясь до конца года в целом по стране удержать уровень инфляции в пределах 10-11%.

Что ж, в целях борьбы с инфляцией цены на бензин до конца года, вероятно, удастся удержать. Однако даже в это рядовой россиянин верит слабо. Ведь, согласно недавним исследованиям аналитического центра Юрия Левады, только 16% респондентов надеются, что нынешнее правительство России в ближайшее время может добиться изменений к лучшему. Ну, а большинство экономистов сходятся во мнении, что в перспективе цены на нефтепродукты продолжат расти, пока на внутреннем рынке окончательно не сравняются с общемировыми.

Но готово ли будет одновременно с этим российское правительство установить, наконец, реальную конкуренцию в нефтяной отрасли, стимулировать нефтепереработку и разработку новых месторождений? Ответ на этот вопрос остается открытым. А, значит и на вопрос: возможны ли в России бензиновые бунты?

XS
SM
MD
LG