Линки доступности

Павел Фельгенгауэр: в Северной Атлантике Россия имитировала войну с НАТО


В газете «Moscow Times» напечатана статья независимого российского военного обозревателя Павла Фельгенгауэра о российских военных учениях в Северной Атлантике, имитирующих войну России с НАТО. В беседе с Русской службой «Голоса Америки» он отметил главные моменты своей статьи, в которой говорится о состоянии российских вооруженных сил, о боеготовности, которая оставляет желать лучшего, и о промахах в выполнении боевых заданий.

Люсьен Фикс: Статья опубликована по-английски. Могли бы вы рассказать радиослушателям «Голоса Америки» в России, что именно происходило?

Павел Фельгенгауэр: Несмотря на формальное окончание «холодной войны», все крупнейшие российские военные учения последних лет имитируют именно конфликт России с Западом и с НАТО. И, как признают вполне официально российские военные, 80% усилий направлены на противостояние НАТО. Так, например, подводная лодка «Курск» потонула в Баренцевом море именно во время учений, имитировавших нападение на американскую авианосную группу, которую изображал российский крейсер «Петр Великий» с группой других российских кораблей. И в Атлантике проводятся такие же учения. Сюда следует отнести также учения в Калининградском анклаве и вокруг него, поскольку этот анклав считают центром возможной войны России с НАТО.

Л.Ф.: Вы пишете, что во время этих учений произошло несколько печальных инцидентов с российскими самолетами…

П.Ф.: И с самолетами, и с кораблями. Прошлой осенью выходила в Атлантику группа кораблей. Их там изрядно потрепало штормом. Там тоже самолет «вспахал» взлетную палубу и чуть не врезался в палубную надстройку. В этот раз истребитель свалился за борт и утонул. Дело в том, что эти учения, которые проводятся по советским сценариям и с советским размахом, не соответствуют нынешнему уровню подготовки российских военных и уровню готовности техники. В результате довольно серьезные аварии, а иногда и катастрофы, как было с «Курском», становятся практически неизбежны. Того же мнения придерживается адмирал Эдуард Балтин. Он считает, что нельзя с такой готовностью экипажа и командования проводить учения столь большого масштаба.

Л.Ф.: Печальный случай во время последних учений произошел с истребителем Су-27, который разбился на территории Литвы. Пилот майор Валерий Троянов был схвачен литовскими милиционерами и допрашивается литовскими властями. Самолет, который пилотировал Троянов, имел на борту четыре ракеты, что министерство обороны России сначала отрицало, а потом признало. Это что, военные или политические игры?

П.Ф.: Такие учения (а бывали учения и покрупнее, например, в 1999 году) все время проводятся в районе Калининградского анклава. Предполагается, что, поскольку сейчас анклав окружен странами НАТО, то Запад захочет его отнять от России, а значит, России нужно этот анклав защищать. Но ведь он находится далеко от российской территории, значит, надо будет туда перебрасывать подкрепления.

Вот этот сценарий и разыгрывала группа истребителей с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50 (российский аналог западного АВАКСа). Они летели с баз в районе Санкт-Петербурга на подкрепление в зону боевых действий вокруг Калининграда. Летели в условиях, приближенных к боевым. То есть у них были боевые ракеты на борту на случай, если их захотят перехватить. Самолет А-50 обеспечивал обнаружение западных истребителей, идущих на перехват над Балтийским морем. Все это изображало настоящую войну. Поэтому у них были боевые ракеты. И они, насколько можно судить, не пользовались поддержкой обычных авиадиспетчеров, поскольку предполагалось, что во время боевых действий авиадиспетчеров не будет.

А результат оказался довольно печальным, хотя пилот 1 класса Валерий Троянов должен иметь очень высокий налет – до ста часов в год (что, может быть, меньше, чем у летчиков в НАТО, но в десятки раз больше, чем у обычных российских пилотов). То есть Троянов относился к элите наших пилотов истребительной авиации, летчиков-асов, но тем не менее не справился с управлением, техника подвела, и получился грандиозный скандал.

Л.Ф.: А теперь элитный пилот Валерий Троянов допрашивается литовскими властями. Может ли это вылиться в конфликт между Россией и страной, входящей в состав НАТО?

П.Ф.: Литовцы говорят, что пилот все время меняет показания. Его можно понять, поскольку он действительно участвовал в учениях, которые в общем-то имитировали вооруженный конфликт, в частности, с Литвой. И у Троянова, видимо, был соответствующий предварительный инструктаж. А сейчас он не очень понимает, что нужно и что можно говорить, нужно ли рассказывать о вводном инструктаже перед учениями. Короче говоря, очень неприятная для него ситуация.

Л.Ф.: В последние месяцы российские военные самолеты совершали полеты у границ балтийских стран и даже вторгались в их воздушное пространство. Не напоминает ли все это период «холодной войны»?

П.Ф.: В какой-то мере напоминает, хотя и во времена «холодной войны», судя по словам высокопоставленных участников тогдашних учений, с которыми я разговаривал, они и тогда не верили, что будет настоящая война. А сейчас наши генералы и адмиралы уверены, что никакой настоящей войны с НАТО нет и не будет, но военные игры для них очень выгодны, поскольку помогают им изображать угрозу России с Запада. Когда России угрожает какой-нибудь Басаев или подобные боевики, то в таких случаях не требуется ни ядерных подводных лодок, ни истребительной авиации, ни авианосцев. А НАТО – замечательный противник. Воевать с НАТО не придется, но можно «распиливать» огромные суммы денег, миллиарды долларов ежегодно. То есть можно расходовать их на подготовку к войне, которой никогда не будет. И это – бонанза, золотая жила для российских высокопоставленных военных и для военно-промышленного комплекса России.

XS
SM
MD
LG