Линки доступности

Будущая встреча Буша и Путина


В преддверии встречи президентов России и США что можно сказать о состоянии нынешних отношений между двумя странами?

Если прислушаться к голосам политиков и аналитиков, то из Вашингтона раздается критика все более явного сдвига Путина в сторону авторитаризма, в ответ на что из Москвы звучит контркритика растущего американского вмешательства в традиционные зоны российского влияния. Тон этих голосов становится все более громким и раздраженным, и создается впечатление, что американо-российские отношения обостряются.

Глава московского отделения вашингтонского аналитического центра Фонд «Наследие» Евгений Волк считает, что на вашингтонской встрече Буша с Путиным картина охлаждения отношений выявится со всей очевидностью: «Путин, по всей видимости, будет уверять Джорджа Буша, что все в порядке, что Россия идет своим путем, защищая собственные интересы, что российскую демократию нельзя мерять западными мерками – Россия развивается по-особому и должна оберегать свои политические и экономические интересы на постсоветском пространстве. Думаю, для Америки это будет звучать не очень убедительно, поскольку Америка защищает свои интересы. Так что, я не вижу особых перспектив в заделывании брешей, возникших в отношениях между Россией и США».

Эти бреши, по словам Евгения Волка, включают разногласия по поводу иракского кризиса, иранской ядерной программы и недавних совместных российско-китайских военных учений – Россия активно обхаживает Китай на фоне охлаждения отношений с Америкой. Сюда же следует отнести российскую военную кампания в Чечне и то, что многие называют «откатом» от демократии в российской политике и СМИ.

«Если свести претензии Москвы к одному знаменателю, - говорит Волк, - можно сказать, что Россия стремится играть на мировой сцене более важную роль, схожую с той, какую некогда играл Советский Союз. Московский менталитет до сих пор зиждится на восприятии России в качестве естественного преемника СССР – страны, сохранившей мощь сверхдержавы и претендующей на одну из первых ролей в мировых делах, на равных с Соединенными Штатами».

Как замечет заместитель главы Института США и Канады Виктор Кременюк, особое недовольство у Москвы вызывает потеря влияния в бывших советских республиках, особенно в Украине, Грузии и Киргизии, где руководители советского стиля были сметены народными революциями, а новое руководство всерьез проводит демократические реформы и внедряет экономические принципы западного образца.

«Владимир Путин медленно сживается с новым статусом своей страны, предпочитая мыслить традиционными советскими категориями, - отмечает Кременюк. - Я не уверен, что господин Путин психологически готов предложить Соединенным Штатам сотрудничество на постсоветском пространстве. Хотя для обеих стран это было бы наилучшим решением. Возьмите Каспийский бассейн, Украину и даже Центральную Азию – все эти регионы имеют одинаковую стратегическую важность для Москвы и Вашингтона. Но, боюсь, сила устоявшегося мышления «холодной войны» возымеет верх над соображениями сотрудничества».

Напряженность между странами, по словам Кременюка, отражается и на личных отношениях между хозяевами Кремля и Белого дома, которые политолог характеризует как, в лучшем случае, «настороженные». Прошли времена конца 90 годов, когда президенты Путин и Буш после первых встреч громко объявляли себя друзьями. С тех пор обе стороны пережили немало разочарований.

«Путин ожидал растущей поддержки во внутренней политике, на что Буш не шел, - продолжает замдиректора Института США и Канады. - Со своей стороны, американский президент ждал от Путина большей поддержки во внешней стратегии, не только в сфере борьбы с терроризмом, но в целом – при установлении новых границ «Пакс Американа». А Путин не шел на это. В Вашингтоне считают, что Путин не надежен, что он заигрывает с китайцами, немцами и французами и никогда не станет для Буша лояльным партнером. Так что, разочарование просматривается с обеих сторон».

Евгений Волк из Фонда «Наследие» говорит, что, по мнению многих экспертов в Вашингтоне и Москве, отношения между двумя бывшими противниками по «холодной войне» опустились сейчас до самого низкого уровня за 14 лет со времени крушения Советского Союза.

Аналитики считают, что предстоящая встреча будет нелегкой для обоих президентов. От них ждут шагов навстречу друг другу в стратегическом партнерстве. Смогут ли они их сделать?

XS
SM
MD
LG