Во вторник в Пекине возобновляются переговоры по северокорейской ядерной программе. На сей раз в центре внимания будет требование КНДР относительно мирных ядерных разработок.
В последнем раунде переговоров дебаты зашли в тупик из-за того, что КНДР настаивала на сохранении за собой права продолжать исследования в области мирного использования атомной энергии.
Позиция Северной Кореи сводится к следующему: каждое суверенное государство вправе иметь гражданскую атомную энергетику. Однако, легководный реактор, который Пхеньян хочет построить с помощью других стран, может быть использован для производства оружейного топлива. Соединенные Штаты не доверяют обещаниям КНДР и настаивают на полном свертывании ее ядерных программ.
Сегодня Южная Корея и Китай открыто поддерживают позицию Пхеньяна, правда, на определенных условиях, а именно: «Пхеньян может разрабатывать ядерную программу в мирных целях только после свертывания всех оружейных ядерных программ и присоединения к Договору о нераспространении», - заявил министр иностранных дел Южной Кореи Ван Ки-Мун. Я уверен, - продолжал он, - что Северная Корея вернет себе доверие международного сообщества, став открытым государством. После этого Пхеньян обретет право на мирные ядерные разработки».
Юг предлагает Северу, испытывающему острую нехватку горючего и продовольствия, пятьсот тысяч киловатт электроэнергии, если Северная Корея откажется от ядерных военных разработок. Глава американской делегации на переговорах, заместитель государственного секретаря Кристофер Хилл отметил, что предложения о помощи Северной Коре, включая дипломатические уступки, поступают и от других стран. В списке стран-доноров – Япония и Россия.
Несколько дней назад Пхеньян заявил, что не демонтирует свои ядерные объекты, пока в виде компенсации не будет сооружен легководный реактор, предусмотренный соглашением КНДР с администрацией президента Клинтона от 1994 года. В рамках этого соглашения Северная Корея согласилась заморозить ядерные военные программы, но на деле Пхеньян продолжал тайные разработки.
В начале месяца в Северной Корее побывал конгрессмен Джим Лич. «Верить Северу нельзя, - заявил американский законодатель. Вопрос доверия стоит в центре внимания Конгресса. По мнению законодателей, Северная Корея нарушила соглашение, достигнутое с администрацией Клинтона. Речь идет об очень серьезных вещах».
Эксперт по вопросам нераспространения Дэниел Пинкстон подчеркивает, что недоверие между Пхеньяном и Вашингтоном обоюдное, и это создает особую дилемму. Вашингтон не решается инициировать какие-то предложения, опасаясь обмана со стороны Пхеньяна.
В августе Кристофер Хилл попытался разрядить ситуацию на основе принципа взаимности, применяя его и к дипломатическим декларациям, и к практическим шагам.
Четвертый раунд переговоров, в отличие от трех предыдущих, будут проходить в новом формате. Это, как отмечают южно-корейские представители, даст больше времени для серьезных обсуждений.
Южно-корейский аналитик Конгдан Ох считает, что новый формат дает преимущество терпеливой Северной Корее над нетерпеливыми США: «Северокорейцы чрезвычайно упорны и терпеливы. Они способны, не моргнув глазом, выслушивать шестичасовые речи своих вождей. В этом смысле американцы им не ровня».
По мнению многих экспертов, время работает на Пхеньян: каждый день, пока нет соглашения, может быть потенциально использован для производства оружейного топлива и увеличения арсенала ядерных вооружений, что, в свою очередь, еще больше укрепляет позицию КНДР на переговорах.
Первой в понедельник на переговоры в Пекин прибыла российская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Александром Алексеевым.