Линки доступности

Новости Голливуда: «Беспокойные Ночи»


Не знаю, собирается ли самый обаятельный среди кинозвезд актер Джордж Клуни сделать кинорежиссуру своей основной профессией, но тенденцию к этому он демонстрирует.

Во всяком случае, за его довольно интересным, но не сенсационно оригинальным режиссерским дебютом, фильмом 2002 года «Признания опасного ума» (Confessions of a Dangerous Mind) последовала вторая картина Клуни, на которой он выступает в трех ипостасях - режиссер, соавтор сценария (совместно с Грэнтом Хенслоу) и исполнитель одной из важных ролей, телепродюсера Фреда Френдли.

Фильм называется «Спокойной ночи и удачи» (Good Night, and Good Luck). Такими словами завершал свои популярные в 50-х годах телепередачи легендарный американский радио- и тележурналист Эдвард Р. Мурроу (Edward R. Murrow).

Действие картины разворачивается в 1953 году, хотя ее сюжет обрамлен в начале и конце выступлением Мурроу на церемонии его чествования в 1958 году, когда угроза американской демократи со стороны маккартизма сошла на нет.

Но фильм нас окунает в атмосферу, созданную сенатором Джозефом Маккарти, начавшего на волне «холодной войны» и страхов перед коммунизмом «охоту за ведьмами» внутри Соединеных Штатов. От этой охоты в первую очередь страдали люди искусства и некоторые чиновники администрации, которых подозревали в сотрудничестве с Москвой или в симпатиях к компартии США.

Зная, в какую информационную и пропагандистскую силу превратилось телевидение к сегодняшнему дню, весьма интересно с помощью фильма Клуни проследить за превращением технического чуда в инструмент политической борьбы.

Автор сознательно ограничил рамки своего повествования в основном пределами студии телесети CBS, где тогда работал Мурроу, до этого прославившийся своими военными радиорепортажами из Лондона.

Мурроу играет актер Дэвид Стратхэйрн, до этого больше известный как «рабочая лошадка» Голливуда. Несмотря на то, что он был партнером таких звезд как Мэрил Стрип, Ричард Дрейфус, Шон Пенн, его имя оставалось неизвестным большинству зрителей. Вполне возможно, что благодаря поразительно точному воспроизведению на экране легендарного журналиста Мурроу актер будет замечен наградными комитетами сезона кинопризов.

Тем более, что в Голливуде сильны лево-либеральные настроения. Хотя сам Мурроу не был «левым» в привычном смысле слова, он ненавидел несправедливость и видел в Маккарти опасность основам американской политической системы, в которую Мурроу свято верил.

Фильм показывает, как Мурроу, при поддержке Френдли и других честных журналистов, использует частный случай преследования ветерана войны, лейтенанта сербского происхождения Мило Радуловича, уволенного из Вооруженных Сил за нелояльность, поводом в подозрении на которую явилась подписка его старым отцом на сербскую газету, для начала процесса низвержения Маккарти.

В заслугу режиссеру Клуни, не скрывающего своих левых по американским меркам взяглядов, можно поставить то, что для своего повествования он избрал весьма спокойный стиль, соответствующий характеру главного героя.

Естественно, зная убеждения Клуни, подозреваешь, что его задача была шире добротного воспроизведения исторической реальности ушедших времен, в чем он, кстати, весьма преуспел.

Не исключаю, что Клуни хотел провести некоторые параллели с нашими днями, в которых он, как политически активный человек либеральных взглядов, видит опасность гражданским свободам.

Но как не относись к его взглядам, по моему мнению, картина Клуни не достигает желаемого автором результата.

Она скорее остается почти протокольным документом ушедшего, пусть и политически напряженного времени.

Причина, на мой взгляд, состит в том, что Клуни слишком увлекся дотошным воспроизведением реалий того времени. Мало того, что картина черно-белая, как телевидение тех времен, Клуни допускает стратегический просчет, используя для современного фильма эстетику телевидения 50-х годов. Его камера (оператор Роберт Элсуит) весьма статична. Между тем, современный зритель привык к динамичным съемкам даже картин о доисторических временах. Кино - искусство динамичное, меняющееся и стилизация под манеру съемок телевидения 50-х годов сегодлня должна была быть более выраженной, в некоей «виньетке», если угодно.

Обычно, от начинающих режиссеров ждут второй картины, даже если первая была интересной. Именно второй фильм показывает, будет ли новый автор достаточно своеобразным. Пока, увы, не могу сказать, что с Джоржем Клуни в американское кино пришел оригинальный художник.

Что касается его героя Эдварда Мурроу, то впоследствии, в 1961-64 годах он был главой Информационного агенства США (USIA), в систему которого входит «Голос Америки».

XS
SM
MD
LG