В среду в Египте состоялись альтернативные президентские выборы. Это подлинно историческое событие, несмотря на отдельные нарушения избирательной процедуры.
Государственный департамент США призвал Хосни Мубарака, предполагаемого победителя на выборах, отменить указ о чрезвычайном положении, действующий в Египте уже много лет.
В ходе кампании за демократизацию Ближнего Востока администрация Буша оказывала давление на Каир, с тем чтобы он взял курс на политические реформы. Поэтому, невзирая на использование Мубараком административного ресурса в ходе избирательной кампании, Вашингтон приветствует первые президентские выборы в Египте, проводившиеся на альтернативной основе.
«Ничего подобного в истории Египта пока не было, - сказал представитель Госдепартамента Шон Маккормак. - Кроме того, мы с удовлетворением констатируем, что острые политические дискуссии, которыми была отмечена кампания, несомненно внесут положительный вклад в демократизацию страны».
При этом представитель Госдепартамента указал на случаи административного давления властей на кандидатов оппозиции и разгон демонстраций. Но, как бы то ни было, египтяне стали свидетелями невиданной до сих пор политической свободы.
«В ходе предвыборной кампании, - заметил Маккормак, - президент Мубарак дал несколько обещаний, и мы ожидаем, что они будут выполнены. В их числе – отмена чрезвычайного положения в стране, введенного 24 года назад. Соединенные Штаты надеются, что правительство и народ Египта, с учетом уроков президентских выборов, хорошо подготовятся к выборам парламентским, назначенным на ноябрь».
Хосни Мубарак ввел чрезвычайное положение после убийства в 1981 году своего предшественника Анвара Садата. В ежегодном докладе Госдепартамента о состоянии прав человека в мире указано на неудовлетворительное состояние этой сферы в Египте. По указу о чрезвычайном положении, в 2003 году продленному еще на три года, приостанавливается действие основных гражданских прав, особенно прав подсудимых, как отмечает с тревогой Госдепартамент.
На нынешних выборах президент Мубарак, безальтернативно переизбиравшийся каждые четыре года, сражался с девятью соперниками. Самая крупная оппозиционная партия «Мусульманское братство», объявленная вне закона, в выборах участия не принимала, но уже выразила желание участвовать в выборах парламентских.
Сторонники «Братства» на выборах двухтысячного года зарегистрировались, как независимые и получили 17 мест в парламенте, в котором доминирует партия Мубарака.