Линки доступности

Четвертьвековой юбилей «Солидарности»


Двадцать пять лет назад, 31 августа 1980 года, тогдашнее правительство Польши официально признало независимый профсоюз «Солидарность». Это был беспрецедентный для коммунистического мира шаг. Некоторые историки считают, что именно это событие положило начало концу коммунистической системы в Центральной и Восточной Европе.

Подписание исторического соглашения между бастующими портовиками Гданьска и представителями коммунистического правительства в Варшаве стало результатом продолжавшейся две недели острой конфронтации между властями и рабочими, которых возглавлял 37-летний электрик гданьской судоверфи Лех Валенса. Причиной протестов стало недовольство рабочих верфи условиями жизни и труда, однако к профсоюзу «Солидарность» вскоре примкнули интеллектуалы, художники, активисты-католики и члены зарождающейся польской демократической оппозиции.

Нынешний заместитель Госсекретаря и бывший Посол США в Польше Дэн Фрид вспоминает, что первоначально он наблюдал за польскими протестами с долей скептицизма: «Мы тогда еще не имели ни малейшего представления, что оказались на переломном этапе истории. В те дни многие американцы – к сожалению, и я тоже – считали, что свой вердикт история вынесла в 1945 году, и что мир, в котором я вырос, мир «холодной войны», будет оставаться таким и в будущем».

Однако недоверие скоро сменилось восхищением и надеждой, после того, как власти удовлетворили большую часть требований рабочих, включая право на свободу организации. Правительство пообещало также ограничить цензуру прессы, гарантировать свободу религии и остановить преследование демократических активистов. По словам Фрида, именно тогда он понял, что коммунизм не может быть вечен: «Когда я услышал о гданьских договоренностях, я был просто поражен. Я испытал шок. А сегодня, оглядываясь назад, мы видим, что значение «Солидарности» и того, что она означала и чего сумела добиться с течением времени, не только не уменьшается, но даже возрастает. Это было движение, которое объединило вместе патриотизм, борьбу за права рабочих, моральное сопротивление коммунизму и демократическое движение. Все вместе это сплотило рабочих и интеллектуалов, объединило весь польский народ».

Коммунистический режим не сдался без боя. В декабре 1981 года польский лидер Войцех Ярузельский ввел в стране военное положение, приостановил деятельность «Солидарности» и арестовал большинство ее руководителей. Тем не менее, польскому режиму после этого так и не удалось полностью восстановить контроль. «Солидарность» продолжала действовать в подполье, подрывая основы власти через кампанию гражданского неповиновения. Год спустя Лех Валенса стал первым демократически избранным президентом в послевоенной истории Польши. Вскоре после этого началось повсеместное падение коммунистических режимов.

Пример «Солидарности» актуален и для нового поколения, причем не только в Польше, но и в далеких Украине и Иране. Ярослав Мартынюк, эксперт по вопросам прессы странах Восточной Европы, в дни Оранжевой революции в декабре 2004 года находился в Украине.

«Я считаю, что «Солидарность» создала своего рода прецедент для демократических движений XXI века – таких, как Революция роз в Грузии, Оранжевая революция в Украине, в меньшей степени – Кедровая революция в Ливане и Тюльпановая – в Кыргызстане, - говорит Мартынюк. - Да, от гданьских событий их отделяет целое поколение, но «Солидарность» продемонстрировала, что свергнуть преступный, коррумпированный, тоталитарный режим можно, если вы едины и полны решимости».

По словам Ярослава Мартынюка, поляков, посещавших Украину в те бурные дни, часто приветствовали, как соратников. Он вспоминает свою встречу с группой поляков в киевском аэропорту: «В основном это были молодые люди. Некоторые из них, наверно, либо сами помнят годы «Солидарности», либо являются потомками участников тех событий. Я обратился к ним на своем неуклюжем польском и сказал: «Я хочу поблагодарить вас за то, что вы приехали помочь Украине провести честные выборы». Я видел, как эмоционально они реагировали на мои слова».

Сегодня опыт «Солидарности» изучают даже демократические активисты в Иране. Доктор Шарияр Ахи, эксперт по региону Персидского залива, говорит, что ее пример вдохновляет всех тех, кто хочет добиться свободы ненасильственными методами: «Если учесть, что за последнее столетие мы столкнулись с тремя идеологиями, которые были угрозой не только мировому правопорядку, но и безопасности и свободе – нацизмом, коммунизмом, а сегодня – исламизмом, то движение, позволившее освободить Польшу от одной из этих идеологий может послужить хорошим опытом для тех, кто стремится освободиться от исламского экстремизма».

По словам Шарияра Ахи, это вдохновение было весьма заметно во время анти-исламистских протестов в Иране.

«Если посмотреть на фотоснимки лидера иранских демократов Ахмада Батеби, возглавившего мощное студенческое движение 1999 года, то графика и символизм тех выступлений напоминают «Солидарность». Дизайн их транспарантов, знамена, то, как они держались и говорили – все это подтверждает, что этот бурный всплеск ненасильственных революций против тоталитарных режимов начался с «Солидарности», и продолжается и сегодня».

В то время как поляки празднуют 25-летний юбилей «Солидарности», многие из героев 80 годов оказались вне политики или ушли на покой. Страна сегодня является членом НАТО и Европейского союза, однако страдает от безработицы, достигающей 18 процентов. Но легенда «Солидарности» – о том, как обычные люди бросили вызов диктатуре и победили, продолжает жить не только в самой Польше, но и далеко за ее пределами.

XS
SM
MD
LG