Линки доступности

Радиостанция «Открытый город»


Во время августовского путча 1991 года информационную блокаду в тогдашнем Ленинграде первой прорвала независимая радиостанция «Открытый город». Но за прошедшие 14 лет этой радиостанции не удалось добиться материального благополучия, хотя профессиональное мастерство сотрудников «Открытого города» не ставится под сомнение ни политической и экономической элитой Петербурга, ни слушателями.

Каковы же причины трудностей, переживаемых одной из первых негосударственных радиостанций, и, практически, всей независимой российской прессой?

В марте 1990 года в Ленинграде впервые на альтернативной основе был избран городской Совет народных депутатов. И вскоре, по решению демократического большинства Ленсовета, была создана группа парламентских журналистов, которые получили возможность выходить со своими материалами без вмешательства цензуры. Среди этих журналистов был и один из самых опытных корреспондентов городского радио Александр Михайлов. А в июне следующего, 91 года в эфир впервые вышла созданная им независимая радиостанция «Открытый город». Концепцию, положенную в основу вещания «Открытого города» Александр Михайлов определил так:

Концепция «Открытого города» состояла из двух равновеликих вещей. Это социальные проблемы и окружающая среда. Ведь если человечество не научится решать спорные вопросы без конфликтов, тем более вооруженных, то о каком выживании можно говорить? А это значит – и социальные проблемы, и окружающая среда, так называемая «экология» – вот, по сути, те два рычага, которые толкнули нас к созданию негосударственного радио «Открытый город».

Утром 19 августа вещание «Открытого города», как и другой ленинградской негосударственной радиостанции – «Балтика» – было прекращено по решению городского комитета по чрезвычайному положению. Но в ночь на 20 августа в Мариинском дворце, где проходила срочная сессия горсовета, Александру Михайлову удалось получить разрешение на возобновление эфира, и в четверть шестого утра радиостанция «Открытый город» прорвала информационную блокаду. В последующие четыре дня журналисты «Открытого города» делили круглосуточную радиовахту с коллегами из «Балтики». И это было звездным часом обеих радиостанций.

Тем не менее, довольно скоро все лавры «победителей ГКЧП» забрало себе руководство «Балтики», хотя в первый день путча директор этой радиостанции предупредил журналистов, что он будет налаживать контакт с новой властью. Что же до «Открытого города», то коллектив, руководимый Александром Михайловым, по его собственным словам, «поставлен на грань выживания». В чем же причина?

«Если говорить о рейтинге, если говорить о коммерциализации, я обычно шучу, что романтическая часть биографии «Открытого города» вдруг неожиданно закончилась, а капиталистическая так и не наступила. Если с 91 по самый конец 94 года, когда мы работали в эфире по 6 часов ежедневно, у нас уже был раскручен какой-то «брэнд», то здесь – если бы какой-то менеджмент был, это раз, ну, и второе – это мое непреклонное желание оставаться независимым руководителем независимой радиостанции».

Отметим, что генеральный директор «Радио Балтика» Олег Руднов сделал комсомольско-партийную карьеру в советские времена, а сегодня считается одним из личных друзей Владимира Путина. Неудивительно, что ныне он возглавляет крупнейший петербургский информационный холдинг – «Балтийскую медиа-группу».

Александр Михайлов всегда тяготел к правозащитным кругам («Солдатским матерям», «Гражданскому контролю») и к демократическим партиям («Яблоку», «Зеленым»), не становясь при этом информационным рупором никого из них. Не просто складывались и его отношения с представителями бизнеса:

«Вне сомнений, лечь под «Коммерсанта», под какую-то структуру, очень крупную коммерческую, это едва ли не хуже, чем зависеть от политической структуры. Слабую или сильную, есть у нее деньги или нет – едва ли не хуже. Потому что выяснилось, что как только большое количество эфирного времени мы уже продали – хотя мы больше 20 процентов никогда не продавали – но даже если мы подходили к 15, 18, 20-ти, Сразу коммерсант, тот или иной, начинал проявлять интерес ко всему остальному и делал такие «мягкие» замечания: а зачем вот это было? А зачем… И я думаю – да пошел ты, мужик! Да чтобы ты мною командовал за свои несчастные 20 процентов? При которых мы даем такой… чтобы получить хоть какие-то деньги на ближайшие два-три месяца, чтобы выжить, только чтобы выжить. Вот так терялись связи, вот так терялись возможности работать с официальными структурами, вот так все больше отдалялись от нас и политические структуры».

Сейчас «Открытый город» выходит в эфир, принадлежащий так называемым районным радиоузлам. О том, чтобы получить собственную FM-частоту, не приходится даже мечтать. Лишь за участие в конкурсе для приобретения лицензии на собственную FM-частоту нужно выложить сотни тысяч долларов. Привилегию в получении этих, наиболее слушаемых частот имеют государственные радиокомпании, единственная задача которых, внедрять прокремлевскую пропаганду в молодежную среду, где сегодня довольно заметны симпатии к «розовой» и «оранжевой» революциям.

При таком раскладе те средства массовой информации, которые гордятся своей независимостью от официальных кругов, вряд ли могут рассчитывать на какие-либо преференции. Правда, «Открытый город» регулярно получает финансовое вспомоществование от городских структур. Так, лишь в этом году радиостанции были выделены гранты от местного Союза журналистов и от Комитета по печати петербургской администрации. Зарубежный грант «Открытый город» получил лишь однажды:

«С тех пор прошло уже 12 лет. Но в 93-м, наряду с «Балтикой», вместе участвуя в конкурсе Джорджа Сороса, мы получили всю студию, стоимостью 300 тысяч долларов. И на ней работаем, кстати, до сих пор. Хотя она уже требует ремонта, а лучше – вообще замены, конечно. Вот это был единственный западный грант, который мы получили, но в виде оборудования».

От подачи следующих заявок на получение финансовой поддержки с Запада Александр Михайлов воздерживается, объясняя это чрезмерной сложностью в заполнении соответствующих документов.

Лишь благодаря личным хорошим отношениям с журналистами и техническими сотрудниками, директору радиостанции, пробившей в августе 91 года информационную блокаду Ленинграда, удается пока выходить в городской эфир. При этом Александр Михайлов сам, как корреспондент ходит и на пресс-конференции, и на другие мероприятия, которые могут стать информационным поводом для передач «Открытого города». Он еще надеется, что созданная им радиостанция отметит пятнадцатилетие своего существования в июне следующего года. Но большой уверенности в этом, к сожалению, нет.

XS
SM
MD
LG