Линки доступности

Обзор печати от 22 августа 2005 г.


Загадочные военные маневры. «Начавшиеся на прошлой неделе беспрецедентные российско-китайские военные маневры под девизом «Миссия мира-2005» поставили в тупик многих обозревателей», - отмечает газета делового мира «Уолл-стрит джорнал».

«В самом деле, как их следует понимать? - спрашивает автор статьи Ричард Фишер, вице-президент организации «Международные оценки и стратегия». - Может быть, это начало формирования нового военного партнерства или даже союза – во главе с Китаем? Или свидетельство новой, гораздо более интимной фазы китайско-российских военных связей, начавшихся в 80 годы продажей оружия? Или это попытка двух держав, преследующих совершенно различные национальные интересы, объединить свои усилия в определенных сферах?».

По мнению автора, одной из таких сфер может быть Центральная Азия. Ричард Фишер напоминает, что пятого июля этого года Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, призвала Соединенные Штаты вывести свои войска с территорий этих стран – войска, играющие активную роль в продолжающейся борьбе против терроризма в Афганистане. Прямым результатом этого призыва стало требование Узбекистана, чтобы США покинули одну из его военных баз. Решение выселить оттуда американцев было принято с одобрения Пекина.

«Подоплека действий Ташкента не является секретом, - замечает автор статьи. - Этот режим советского образца опасается, что Вашингтон поддержит оппозиционные силы, как это произошло в Грузии и Украине. Страх перед внутренними беспорядками, очевидно, и лежит в основе российско-китайского «брака по расчету», - пишет Ричард Фишер, напоминая о недавнем заявлении начальника российского Генерального штаба Юрия Балуевского о том, что цель маневров – показать, как Россия и Китай могут помочь третьей стране в решении проблем, связанных с незаконными вооруженными формированиями, которые начинают антигосударственные действия.

«Это, - комментирует автор статьи, - означает, по-видимому, военную помощь какой-либо центрально-азиатской стране с целью помешать исламистам свергнуть постсоветский диктаторский режим. Если судить по некоторым заявлениям Пекина, Китай рассчитывает также на совместное с Россией вмешательство в таких местах, как китайский Восточный Туркестан и даже Тайвань».

Говоря о чисто военных аспектах маневров, автор отмечает, что в последние годы Китай разработал большое количество новейших систем оружия, и что совместные учения с более продвинутыми российскими силами дают Китаю неоценимую возможность испытать эти системы и заметно укрепить боеспособность своих войск.

«Остается непонятным, однако, почему Москва пошла на это, несмотря на риск вызвать неудовольствие Вашингтона, - говорится в статье. - Судя по недавно рассекреченным документам Варшавского пакта, предпринятые Мао Цзе Дуном в 1958 году агрессивные шаги против Тайваня привели к решению Никиты Хрущева отказаться от поставок Китаю ядерного оружия. Это решение послужило началом разрыва советско-китайских отношений. В свете этого факта обозреватели недоумевают, почему в сегодняшнем Кремле забыли о нежелании Хрущева сблизиться с Китаем в ущерб отношениям с Соединенными Штатами. Непонятно и то, почему Россия и Китай называют себя надежными союзниками. Ведь каждая из сторон рискует быть втянутой в чужой конфликт, в котором она никак не заинтересована, отталкивая от себя страны, в дружбе которых она действительно нуждается. И это не только Соединенные Штаты, но и страны Европы», - пишет в заключение своей статьи в «Уолл-стрит джорнал» Ричард Фишер, вице-президент организации «Международные оценки и стратегия».

Смертоносные бактерии под плохим присмотром. В столичной «Вашингтон пост» помещена статья ее корреспондента Джоби Уоррик, присланная из Одессы и названная «Советские бактериологические лаборатории представляют новую угрозу». В ней говорится об оставшихся от советских времен многочисленных «противочумных станциях», на которых хранятся бактерии и споры чумы, сибирской язвы и других смертельных болезней. Эти станции активно использовались для производства бактериологического оружия.

Недавно «Вашингтон пост» получила черновик большого доклада, подготовленного исследовательским Центром по нераспространению при Монтерейском институте международных исследований в Калифорнии. Из доклада, выводы которого подтверждают бывшие американские официальные лица, знакомые с бактериологическими лабораториями Советского Союза, следует, что большинство советских ученых, работавших на «противочумных станциях», ничего не знали о том, что результаты их труда применялись для развития секретных военных программ.

«Сегодня, - продолжает автор корреспонденции, - роль бактериологических лабораторий заключается в предотвращении эпидемий в тех районах бывшего СССР, где медицинское обслуживание и санитарные условия ухудшились по сравнению с советскими временами. Не менее важной задачей является надежная охрана объектов, способная предотвратить продажу или хищение хранящихся там материалов. Этому мешает, однако, тот факт, что после распада Советского Союза, бюджет противочумных станций резко сократился. В результате они абсолютно не в состоянии модернизировать систему охраны. Так, на объекте, расположенном в столице одной центрально-азиатской страны, отсутствует даже телефон, по которому сотрудники станции могли бы позвонить в милицию в случае попытки преступников проникнуть в лабораторию».

«Существует также реальная опасность выброса в атмосферу смертельных спор, бактерий и вирусов. В одесском научно-исследовательском противочумном институте имени Мечникова работают 44 ученых и 140 сотрудников. Имея дело с опаснейшими микробами, они предохраняются лишь хлопчатобумажными халатами и хирургическими масками. На Западе такие работы производятся в герметически закрытых помещениях учеными в космических скафандрах», - пишет корреспондент «Вашингтон пост» Джоби Уоррик в статье, присланной из Одессы.

Птичий грипп на сибирской ферме. В другом выпуске той же газеты опубликована статья ее московского корреспондента Питера Финна, которая посвящена принимаемым в Омской области мерам против «птичьего гриппа». Опасаясь возможной вспышки этого заболевания, власти ввели карантин на одной из крупных птицефабрик. Если наличие птичьего гриппа на фабрике подтвердится, это будет первая большая вспышка такого рода на территории России. Сотрудники Международной организации здравоохранения встревожены возможностью того, что это заболевание приближается к Западной Европе.

С начала прошлого года от птичьего гриппа погибло не менее 60 человек во Вьетнаме, Таиланде и Камбодже. Жертвами заболевания стали, в основном, фермеры и работники птицефабрик. С целью предотвратить распространение эпидемии в странах Азии были уничтожены миллионы птиц.

«Всемирная организация здравоохранения предостерегает, что штамм вируса, поражающий кур, уток и дичь, может развиться в форму, которая будет легко распространяться среди людей, в результате чего птичьему гриппу станут подвержены миллионы жителей разных стран мира», - пишет московский корреспондент «Вашингтон пост» Питер Финн.

Ярузельский просит прощения. Как сообщает другая столичная газета, «Вашингтон таймс», бывший президент Польши, генерал Войцех Ярузельский, принес извинения за вторжение в Чехословакию, имевшее целью разгромить Пражскую весну. Группа войск стран Варшавского пакта, возглавляемая Советским Союзом, вторглась на территорию Чехословакии 37 лет назад, 21 августа 1968 года, чтобы остановить процесс либерализации, который начался по инициативе главы чехословацкой компартии Александра Дубчека. В ходе военных действий погибли 80 человек.

Выступая вчера по чешскому телевидению, Войцех Ярузельский, который был тогда министром обороны, заявил, что, как ему стало ясно теперь, эта акция была неправильной, ошибочной и позорной. «Я приношу свои искренние извинения», - сказал Ярузельский.

Обзор подготовил Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG