Линки доступности

Минск продолжает преследовать Союз поляков<BR>Интервью с Анджеликой Борис


Конфликт между режимом Александра Лукашенко и Союзом поляков Беларуси продолжает обостряться. В конфликт вовлекаются все новые и новые участники. На прошлой неделе с резким заявлением по поводу происходящего в Беларуси выступил Европейский союз. В ответ белорусские власти не разрешили въезд в страну группы европейских парламентариев-поляков.

С просьбой рассказать о конфликте «Голос Америки» обратился к председателю Союза поляков Беларуси Анджелике Борис.

Алекс Кемпбелл:
Госпожа Борис, расскажите нам, что происходит сегодня. Я слышал, что на днях даже была угроза выселения вас, то есть – Союза поляков Беларуси – из занимаемого помещения.

Анджелика Борис:
В среду ночью, двадцать седьмого июля, при помощи милиции и ОМОНа, я и еще двадцать членов Союза поляков были силой выдворены из Дома Польского (Общественно-культурный центр Союза поляков Беларуси). На сегодняшний день в Доме Польском находится милиция. Дом Польский охраняется. Никому из членов Союза Поляков нельзя подойти туда ближе, чем на сто метров. Мои коллеги были арестованы. Двоих обещали отпустить. Один из них выходит сегодня, завтра – другой. Но еще двое остаются под арестом. Они были арестованы именно за то, что около Дома Польского произошла встреча с заместителем председателя польского сейма Туском, и за то, что люди требовали от милиции отдать Дом Польский полякам. Я хочу отметить, что в Беларуси шестнадцать Домов Польских, построенных на средства польских налогоплательщиков. Идет явное и очень сильное вмешательство властей в работу нашего общественного объединения. Сейчас власти проводят свой «официальный» съезд Союза поляков, силой заставляя людей, хватая их с улицы, участвовать в нем. Затаскивают на собрания. В общем - проводят собрания. Назначают председателя собрания. Если кто-то не подчиняется, ему грозят арестом. Либо штрафом, либо увольнением с работы. Меня каждую неделю вызывают на собеседования в милицию, прокуратуру и обвиняют во всем. Единственное, в чем пока не обвинили, так в том, что я живу.

А.К.:
Чем вы объясняете эти действия режима Лукашенко? Почему такая вспышка враждебности именно к Союзу поляков Беларуси?

А.Б.:
Очень трудно это понять. Эти действия, которые происходят в отношении нашей организации, трудно объяснить. Союз поляков – это общественная организация, это не партия. Мы никогда не занимались никакой политикой. В средствах массовой информации и по белорусскому телевидению идет пропаганда о том, что Польша, якобы, выполняет задание Америки по осуществлению здесь, в Беларуси, какой-то революции, а мы, якобы, являемся марионетками Запада, хотя никто из нас ни в какой революции никогда не участвовал и никогда не был связан ни с какой политической партией и ни с какой политической деятельностью. Просто властям нужен пропагандистский враг – враг народа. И таким врагом они избрали Союз поляков.
Тот настоящий польский съезд, который прошел, власти объявили недействительным и не признали результатов проведенных на нем выборов. Главным обоснованием этого решения было то, что съезд был якобы недемократическим. А тот съезд, который проходит сейчас под диктовку местных городских властей, объявлен образцом демократии.

А.К.:
Что, по-вашему, думают по поводу всего происходящего рядовые члены Союза поляков Беларуси?

А.Б.:
Это – по-разному у каждого конкретного человека. Очень сильные репрессии обрушились на людей. Им угрожают, вплоть до того, что, если человек отказывается принимать участие в официальном съезде, то угрожают увольнением с работы и вообще всячески шантажируют. Мне звонят отовсюду – у нас отделения Союза поляков практически по всей Беларуси. Люди просто в шоке. Они не понимают, как случилось, что после шестнадцати лет своего существования Союз поляков вдруг стал представлять какую-то угрозу. Непонятно – кому, и непонятно – зачем?

А.К.:
Как вы оцениваете роль, которую играют Польша и Европейский союз в целом? Ощущаете ли вы помощь Европейского союза в разрешении этого конфликта?

А.Б.:
Белорусские СМИ представляют это как вмешательство Польши во внутренние дела Беларуси. Но я хочу отметить, что Польша – наша вторая отчизна. И то, что мы тесно связаны с Польшей, это нормальное явление. А белорусские власти обвиняют нас в этом, будто это – преступление. Где бы мы ни были, мы являемся поляками. И Польша беспокоится о поляках не только в Беларуси, а и по всему миру.

А.К.:
Ощущаете ли вы поддержку со стороны белорусского гражданского общества? Демократических партий?

А.Б.:
Белорусы с нами солидарны. И не только белорусы – и русские тоже. Ведь у нас никогда ни с кем никаких национальных распрей не было. Единственная наша проблема вовсе не является проблемой взаимоотношений между людьми, а заключается в том, что власти резко вмешиваются в дела общественных организаций брутальными методами. Вплоть до того, что поляков из Дома польского выбрасывали при помощи ОМОНа и милиции.

А.К.:
Как, на ваш взгляд, могут развиваться события в дальнейшем?

А.Б.:
Конечно же, власть проведет свой официальный «съезд поляков» в Беларуси. Назначат председателя. С помощью инсценированных выборов протащат в руководство угодных людей, которые будут заниматься политикой, нужной властям в данный момент.

А.К.:
Кого будут представлять эти люди?

А.Б.:
Вот именно! Мы тоже задаемся этим вопросом. У нас по уставу одна из целей – это память о нашем историческом прошлом, наша связь с Польшей как с нашей второй отчизной. Так что мне непонятно, кого будут представлять эти люди, и какую историческую связь они будут сохранять, и на что эта связь будет опираться. Наш Устав основан на принципах: «Бог, Честь, Отечество». А о каком, например, Боге смогут говорить люди, у которых нет Бога.

А.К.:
Будете ли вы продолжать борьбу?

А.Б.:
Мы делаем все, что можем. Так получилось, что против нас ополчилась целая система власти. Но для нас важно, чтобы мы остались поляками – людьми с честью, чтобы нам не было стыдно перед нашими предками. А как будут развиваться события дальше, мне сейчас очень трудно предсказать.

XS
SM
MD
LG