Линки доступности

«Люди в Казахстане хотят перемен, а перемены – это новый президент»


Восьмого августа стало известно, что на спонсора казахстанской оппозиции Булата Абилова заведено уголовное дело по обвинению в финансовых преступлениях. Булат Абилов – один из богатейших людей Казахстана и, кроме того, политический соперник нынешнего казахстанского президента Назарбаева.

Русская служба «Голоса Америки» попросила г-на Абилова прокомментировать предъявленный ему судебный иск и дать оценку ситуации в Казахстане.

Булат Абилов: Политическая ситуация в Казахстане такая, что против тех, которые поддерживают оппозицию и оказывают финансовую помощь, естественно, заводятся уголовные дела, чтобы посадить их за решетку. Я не скрывал и не скрываю, что за многие годы предпринимательства я заработал достаточно денег, чтобы сегодня иметь возможность спонсировать оппозицию. Но власть, естественно, не может к этому равнодушно относиться, и в течении многих лет ведутся проверки компаний, которыми я руководил. Моим сотрудникам угрожают. Возбуждают против них уголовные дела. Но им прямо говорят: «У нас заказ на Абилова. Если вы дадите признательные показания, что Абилов совершал какие-то нарушения, то к вам у нас претензий нет. Наша задача – осудить и посадить Абилова».

Сегодня все это входит уже в финальную стадию. На носу президентские выборы. И желание власти – каким-либо образом сейчас привлечь меня к ответственности. И вот возбудили два уголовных дела. Но перспектив никаких юридических, законных нет. Потому что, во-первых, самих нарушений закона нет. Компании, которыми я руководил, всегда работали в рамках закона. Платили налоги. А сейчас хотят приплести меня к деятельности компаний, к которым я вообще не имел отношения, – никогда ими не руководил, никогда не был их учредителем. То есть перспектив законных, судебных нет. Но, естественно, в нашей стране, когда суды полностью подконтрольны президенту, когда финансовая полиция выполняет заказы власти, все возможно. Поэтому любой исход возможен.

Наджия Бадыкова: В Казахстане впервые официально зарегистрировано оппозиционное движение «За справедливый Казахстан». Это произошло буквально на днях. Ранее блок не раз подавал документы в министерство юстиции, однако получал отказ в регистрации. Как вы расцениваете то, что сейчас движение зарегистрировано? Связано ли это с вами?

Б.А.: Движение впервые объединило многие демократические партии, которые создали блок еще в марте этого года. Объединились оппозиционные партии «Демократический выбор Казахстана» и Коммунистическая партия. Ряд независимых общественных объединений вошли в наше движение. И мы тут же подали документы на регистрацию. Прошли четыре-пять месяцев, и нам дали только саму регистрацию. До этого все отказы были формальные.

Власть, естественно, не может не зарегистрировать движение, тем более организованное партиями в преддверии президентских выборов. Цель у нас одна: совместное участие в президентских выборах, выдвижение единого кандидата Жармахана Туякбая от оппозиционных демократических партий и реальное участие в реальной борьбе с режимом Назарбаева. Поэтому власть оттягивала регистрацию, как могла. Но фактически уже дальше тянуть было некуда, и она вынуждена была признать наличие такого мощного, сильного движения и реальную силу, которая будет противостоять Назарбаеву на выборах, и поэтому вынуждена была зарегистрировать движение.

Н.Б.: Полномочия президента Назарбаева истекают в январе 2006 года. Однако дата новых выборов не объявлена до сих пор. Что вы думаете по этому поводу?

Б.А.: Это анекдотическая ситуация, когда до сих пор ни Конституционный Совет, ни министерство юстиции не могут точно назвать дату президентских выборов. В любой стране любой гражданин может точно сказать, когда пройдут выборы и когда будет избран новый президент. В нашей стране уже долгое время никто на этот вопрос ответить не может. Это еще раз доказывает, что конституция писалась под одного человека – под Нурсултана Назарбаева, и все эти годы – пятнадцать лет – он находится у власти, он является президентом независимого Казахстана. Но по ныне действующей конституции – назарбаевской – он находится у власти первый срок.

Хотя я думаю, что, если бы в 1995 году были честные выборы, вряд ли победил бы Назарбаев. Если бы в 1999 году прошли в Казахстане честные выборы, тоже вряд ли победил бы Назарбаев. Так что я считаю, что его срок президентских полномочий давно закончился, и поэтому власть боится ответить на вопрос, когда же будут президентские выборы в Казахстане. Министр юстиции заявлял, что в декабре 2006-го. Но это обман, ложь. Выборы должны состояться по конституции в декабре 2005 года. И сейчас, я думаю, Конституционный Совет ломает голову над тем, как это объявить, как это сделать. Потому что в любой день после этой даты президент Назарбаев будет просто нелигитимен.

Н.Б.: Возможна ли вообще «бархатная» революция в Казахстане?

Б.А.: Она, конечно, возможна. То есть то, что режим готовится к проведению нечестных выборов, – это понятно. Наши требования просты: честные, справедливые выборы; равный доступ к СМИ всем кандидатам, кто будет баллотироваться; освобождение из тюрьмы политического заключенного Галымжана Жакиянова; и изменение закона, по которому на самом деле те же избирательные комиссии будут формироваться по равному принципу от власти и от оппозиции. Тогда можно говорить о каких-то возможных честных выборах. Сегодня этого нет. Власть Назарбаева на это не пойдет. Мы знаем, что он боится честных выборов потому, что никогда их не было.

Поэтому я думаю, что, когда люди и общество увидят, что выборы проходят нечестно, что их голоса украдены, что их волеизъявление фальсифицировано, тогда, конечно, люди при поддержке демократических партий, лидеров оппозиции выйдут на улицу и будут протестовать. И все разговоры, что в Казахстане это невозможно, или что Казахстан экономически силен, или что люди там более обеспечены, чем в Украине, в Грузии или Киргизии, – это все только разговоры. Люди просто хотят и требуют честных выборов, уважения к их волеизъявлению. Они хотят перемен, а перемены – это новый президент.

При Назарбаеве никакие перемены ни в политической, ни экономической сферах невозможны. Все успехи экономики – это только высокие цены на нефть. Все социальные успехи политики внутри страны или стабильность жизни – это все сами люди, народ, который сам хочет стабильности, который сам дорожит тем спокойствием и межнациональным согласием, которые есть в Казахстане. Власть, президент к этому фактически отношения не имеют, но приписывают себе все это.

Кроме того, я думаю, что власть не готова к честным выборам. Власть боится честных выборов потому, что она понимает, что она уже дискредитировала себя , что она коррумпирована, что народ Казахстана ожидал от нее большего пятнадцать лет назад – на заре перемен. И народ Казахстана реально достоин лучшей жизни, лучшего нового президента, достоин лучшей, новой, честной, ответственной власти, которая действительно будет больше заботиться о людях, о стране, чем о себе, о своей семье, о своем окружении.

XS
SM
MD
LG