Линки доступности

Нефть Саудовской Аравии


После кончины в понедельник короля Саудовской Аравии Фахда, официальные представители поспешили сделать заявление о том, что никаких перемен в нефтяной политике страны не произойдет. Один из пунктов этой политики – увеличение добычи нефти с целью предотвращения дальнейшего роста цен на нефть, что могло бы нанести урон западной экономике или сделать более привлекательными альтернативные виды топлива. Но что если самые крупные в мире запасы сырой нефти неожиданно иссякнут? Вероятность подобного сценария рассматривается в новой книге одного из нефтяных экспертов.

Саудовская Аравия обладает четвертой частью всех имеющихся мировых запасов нефти. Согласно большинству энергетических прогнозов, добыча нефти здесь будет не только поддерживаться на прежнем уровне, но и увеличиваться в соответствии с ростом потребительских нужд. Однако некоторые эксперты опасаются, что Саудовская Аравия достигла пика своих возможностей в смысле увеличения добычи нефти, и что в скором времени ее запасы могут иссякнуть.

По словам Матта Симмонса из хьюстонского Инвестиционного банка, ситуация усугубляется тем, что саудовцы сохраняют в секрете информацию о своих нефтяных запасах: «Информация нам необходима для того, чтобы иметь возможность хотя бы приблизительно определить, когда это может случиться».

В своей недавно опубликованной книге Матт Симмонс, опираясь на тщательно собранную информацию, высказывает мнение, что саудовские данные о запасах нефти сильно преувеличены, и что нефть добывается из старых и, вероятно, иссякающих скважин: «Залежи нефти в Гваре были обнаружены в 1948 году, добыча началась здесь в 1951-м. Как ни крути, по всем параметрам – это старая скважина. А при этом она дает пять из восьми миллионов баррелей нефти, ежедневно добываемой Саудовской Аравией».

Во время своего недавнего визита в хьюстонский университет Райса президент саудовской государственной нефтяной компании «Арамко» Абдулла Джамах опроверг выражаемую Симмонсом и другими озабоченность: «Между нашими собственными и посторонними экспертами нефтяной и газовой промышленности нет никаких расхождений в оценке наших запасов, и я думаю, что этого достаточно».

По словам Абдуллы Джамаха, уже открытые запасы нефти в Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей, и к этому следует прибавить постоянно открываемые новые залежи: «Непрерывно разрабатывая новые залежи, мы на протяжении ряда лет имели возможность пополнять наши запасы, даже являясь самыми крупными в мире поставщиками сырой нефти».

Президент саудовской нефтяной компании сообщил, что еще неразработанные залежи нефти составляют, по предварительным подсчетам, около 200 миллиардов баррелей.

Тем не менее, эти доводы не убеждают Матта Симмонса, который продолжает призывать к прозрачности данных о запасах саудовской нефти – о данных с каждой конкретной скважины».

Майкл Икономайд, специалист по нефти хьюстонского университета и редактор ежемесячника “World Energy Monthly Review”, не согласен с пессимистическими прогнозами Симмонса: «Я убежден, что Саудовская Аравия, при соответствующих иностранных капиталовложениях, способна добывать от 13 до 15 миллионов баррелей в день, намного больше, чем она производит в данный момент».

При этом Икономайдс согласен с Симмонсом в том, что все члены ОПЕК – Организации стран-экспортеров нефти – должны соблюдать большую прозрачность, поскольку не существует независимой проверки запасов нефти ни в одной из стран ОПЕК.

Большинство специалистов в области энергетики не надеются на то, что страны ОПЕК обеспечат необходимую прозрачность. При этом многие считают, что, независимо от того, подтвердятся или нет мрачные прогнозы относительно добычи нефти в Саудовской Аравии, Соединенные Штаты должны сократить свою зависимость от ее нефти.

XS
SM
MD
LG