Линки доступности

Гарри Каспаров – политик. Интервью с журналистом Владимиром Кара-Мурзой


Чемпион мира по шахматам и глава комитета «2008: Свободный выбор» Гарри Каспаров начал кампанию с целью помешать Владимиру Путину остаться у власти на третий президентский срок. Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать это сообщение члена комитета, журналиста Владимира Кара-Мурзу-младшего.

Марк Белл: Владимир Владимирович, в советские времена о месте и влиянии членов Политбюро судили по тому, в каком ранжире они выстраивались на Мавзолее. Информация была крайне скудной. Сейчас кремлевские и околокремлевские политтехнологи затопляют информацией все виды СМИ. Причем создается впечатление, что информация намеренно противоречива. Так, из окружения президента раздаются голоса об острой необходимости для страны продления его мандата на третий срок. Сам Путин заявил в Финляндии, что, может быть, и хотел бы остаться, но это запрещает Конституция. Глава комитета «2008: Свободный выбор» Гарри Каспаров, однако, уверен, что в будущем году Кремль предпримет попытку изменить Конституцию. Чем вызвана эта уверенность? Почему Каспаров именует нынешнюю ситуацию в стране экстремальной?

Владимир Кара-Мурза: Вот вы упомянули, что президент Путин заявил, будто он не собирается идти на третий срок, не собирается оставаться у власти. Я напомню, что президент в столь же безапелляционных тонах говорил, что в России никогда не будет отменена выборность губернаторов. А, как мы знаем, она была отменена осенью прошлого года. Путин говорил, что не будут закрыты телеканал НТВ и телеканал ТВ-6, то есть что в России сохранится независимое от государства телевидение. Как мы знаем, оно было уничтожено в июне 2003 года, когда был отключен последний канал ТВС. И еще много чего президент Путин говорил, обещал, клялся и заявлял с очень уверенным видом… и после этого с таким же уверенным видом делал ровно наоборот. Поэтому когда президент говорит что-то с такой уверенностью, у всех нормальных людей закрадываются мысли ровно об обратном. Именно этим я объясняю заявление Каспарова.

Да и в принципе все факторы сейчас говорят о том, что нынешняя кремлевская власть ищет способы продлить свой режим после 2008 года, ищет лихорадочно, потому что сейчас в России, безусловно, витает дух «оранжевой революции». Я сам недавно вернулся из Москвы и могу сказать, что возникает абсолютно такое же ощущение, какое было в Украине перед известными событиями там, в Грузии перед событиями там, в Сербии, и так далее, и так далее… То есть, по моему ощущению, этому режиму осталось жить немного.

М.Б.: Каспаров сказал, что намерен посвятить свой интеллект и стратегическое мышление российской политике. Но при этом он не заявляет себя в качестве возможного кандидата на президентский пост. Чем вызвана такая позиция? Многие российские политологи утверждают, что Каспаров – фигура популярная лишь на Западе, что россияне мало знают о его политической кампании, а даже если и узнают, то не станут поддерживать его, поскольку он – «инородец» армяно-еврейского происхождения. Что вы думаете об этом?

В.К.-М.: Ну, во-первых, я не думаю, что национальный вопрос играет такую уж большую роль. Я считаю, что его во многом преувеличивают, прежде всего люди националистических взглядов, которым это выгодно. В России выбирали Бориса Немцова – он был одним из самых популярных губернаторов, несмотря на то, что он еврей. И рейтинг у него был огромный. И партия его проходила в парламент, и он сам. Так что это, на мой взгляд, абсолютно не аргумент.

Что касается того, что Каспаров пока не называет себя кандидатом в президенты, то… Знаете, британский премьер Гарольд Уилсон в свое время сказал, что в Англии неделя – большой срок в политике. Так вот, в России неделя – тем более большой срок, а если учитывать, что до следующих парламентских выборов осталось два года, а до президентских три года, то это просто, можно сказать, целая эпоха. И было бы просто бессмысленно не только Каспарову, а любому политику делать уверенные заявления об участии в следующих выборах. Насколько я помню, в 2000, в 2001 и даже в 2002 году Виктор Ющенко тоже не делал подобных заявлений.

М.Б.: Тем не менее Кремль явственно принимает превентивные шаги. Пока, правда, власти идут на то, чтобы не допустить участия чемпиона в политической кампании мягкими средствами. Каспарову пришлось вынести лишь удар шахматной доской по голове и тычки милиционеров у суда, где проходил процесс Ходорковского. Но с конкурентами Кремль расправляется оперативно. Последний пример тому – уголовное обвинение в адрес Касьянова. Не может ли что-нибудь подобное произойти и с Каспаровым?

В.К.-М.: Во-первых, вы абсолютно правы в том, что Кремль старается методично убирать своих политических оппонентов. Вспомним Гусинского и Березовского, которые находятся в вынужденной эмиграции. Вспомним Ходорковского, который находится за решеткой. Но есть и множество других, менее экстремальных способов. Как мы понимаем, на последних выборах в Госдуму были совершены фальсификации с целью не допустить демократическую оппозицию в парламент. В частности, партия «Яблоко» преодолела пятипроцентный барьер и должна была быть представлена в нынешнем составе Думы. Но по команде, поступившей из Кремля, в ночь после выборов результат был несколько изменен, и в результате демократы в парламент не попали. То есть Кремль зачищает полностью политическое пространство. Но, на мой взгляд (и я здесь не один), чем активнее и энергичнее Кремль будет зачищать все политическое пространство, чем быстрее и активнее он будет двигаться в сторону уже совсем авторитарного режима, тем быстрее этот режим рухнет.

XS
SM
MD
LG