Линки доступности

Обострение отношений между Беларусью и Польшей. Мнение эксперта


Политический и профессиональный послужной список Радека Сикорского не может не вызывать уважения. Один из самых молодых и активных участников польской «Солидарности», в начале 80-х он оказался в изгнании в Великобритании, где закончил Оксфордский университет и приобрел профессию журналиста. Вернувшись в конце десятилетия в уже свободную Польшу, он на протяжении ряда лет занимал ответственные посты в правительственных и партийных структурах. Он был заместителем министра иностранных дел, заместителем министра обороны Польши, координировал международные связи партии «Солидарность».

Сегодня Радек Сикорский является научным сотрудником одной из самых влиятельных «фабрик мысли» – расположенного в Вашингтоне Института американского предпринимательства, где среди прочих тем его специальностью являются проблемы Восточной Европы и евроатлантических отношений.

Русская служба «Голоса Америки» попросила Радека Сикорского прокомментировать новое обострение отношений между Беларусью и Польшей, приведшее к взаимной высылке дипломатов двух стран и обмену резкими заявлениями с обеих сторон, и изложить свое видение причин, приведших к появлению очага напряженности на новой восточной границе Евросоюза.

Алекс Кэмпбелл: Г-н Сикорский, каковы причины обострения нынешнего конфликта между Минском и Москвой?

Радек Сикорский: «Похоже, что режим Александра Лукашенко пытается уничтожить одну из последних независимых организаций Беларуси; в данном случае ею оказался Союз поляков Беларуси. Поляки надеялись, что их защитит географическая близость к родине предков, однако становится очевидным, что режим Лукашенко решил действовать, не считаясь ни с чем, и поэтому волна репрессий сегодня охватила всех, в том числе – польское меньшинство.

А.К.: Как вы оцениваете позицию польского правительства (в ответ на аналогичные действия белорусских властей были высланы три белорусских дипломата, Польша отозвала из Минска своего посла)? Как вы считаете, следует ли Варшаве настаивать на паритете и потребовать выезда из страны белорусского посла? Способно ли нынешнее польское правительство адекватно повести себя в складывающейся ситуации?

Р.С.: В состав нынешнего посткоммунистического польского правительства фактически входит ряд людей, которые первоначально были благосклонно настроены по отношению к режиму Лукашенко, особенно в некоторых фракциях парламента. Я считаю, что за минувшие годы могло быть сделано значительно больше. Однако я против отзыва посла, поскольку, на мой взгляд, г-н Лукашенко привержен идее ликвидации независимости собственной страны, и поэтому исчезновение послов иностранных держав из Минска – это как раз то, чего он желает. Я считаю, что мы не должны ему в этом помогать. Наоборот, западные страны должны иметь как можно более внушительное и компетентное дипломатическое и консульское представительство в Минске, потому что рано или поздно г-н Лукашенко вынужден будет уйти. Важно, чтобы Беларусь и по форме, и по сути оставалась независимым государством.

А.К.: Г-н Сикорский, как известно, и Европейский Союз, и США специальными заявлениями осудили действия режима в отношении Союза поляков Беларуси. Что, на ваш взгляд, следует предпринять Западу чтобы прекратить продолжающееся преследование режимом гражданского общества в Беларуси?

Р.С.: На протяжении ряда лет я был разочарован вялой реакцией Европейского Союза на возмутительные действия режима Лукашенко. Давайте вспомним, что в Беларуси имели место политические убийства, власти этой страны развивали дипломатические и торговые отношения с государствами-изгоями, экспортировали туда оружие, принимали с визитами высокопоставленные делегации, в том числе – из Ирака и Ирана. Поэтому можно сказать, что Европа очень поздно осознала то, что происходит на ее восточных границах. До недавних пор США более активно, чем ЕС, защищали десять миллионов европейцев, проживающих в Беларуси.

Но уж лучше поздно, чем никогда. И поэтому я думаю, что Евросоюзу следует принять законодательные акты, аналогичные подписанному прошлой осенью президентом Бушем «Акту о поддержке демократии в Беларуси». Сегодня этот закон уже получил финансирование, и ЕС тоже должен таким же образом создать фонд, из которого правительства и общественные организации могут получать средства на проведение мероприятий в поддержку демократии в Беларуси. Следует разрушить монополию режима на информацию, а также привлечь к ответственности тех чиновников, включая президента Лукашенко, которые обвиняются в причастности к политическим убийствам.

Сегодня существует Международный трибунал, в котором могут выступать жертвы политического насилия. Это следует сделать и выдать ордера на арест. Конечно, следует провести очень четкую границу между верхушкой режима и белорусским народом, который заслуживает солидарности и помощи в избавлении своей страны от этого одиозного диктатора.

А.К.: Последний вопрос. На днях разгорелся скандал в польско-российских отношениях в связи с избиением хулиганами детей российских дипломатов в Варшаве. Как вы считаете, нет ли какой-либо связи между болезненной реакцией на этот инцидент российской стороны и обострением белорусско-польских отношений?

Р.С.: Безусловно, тот факт, что президент России счел необходимым выступить с таким жестким заявлением после какой-то хулиганской выходки в Польше, – событие неординарное. Я в течении четырех лет курировал консульский департамент в МИДе Польши и могу вам сказать, что не проходило ни одного месяца без того, чтобы водитель польского грузовика, польский турист или предприниматель не становился жертвой убийства, не подвергался жестокому избиению или ограблению со стороны российской мафии. Если бы мы повели себя так же, как и российское руководство, президент Польши только тем бы и занимался, что делал жесткие заявления.

Поэтому все это выглядит несколько подозрительно, и мне кажется, что Россия хочет представить Польшу как страну с антироссийскими настроениями (каковой она, безусловно, не является). Все это выглядит так, будто Россия не ожидала, что Польша столь преуспеет в своем посредничестве между противоборствующими сторонами в украинской революции и мирном разрешении конституционного кризиса в этой стране. Я подозреваю, что корни следует искать в недовольстве России успешной польской дипломатией в Украине.

XS
SM
MD
LG