Линки доступности

«Ось зла» – три года назад и сегодня. Мнения экспертов


Три года назад президент Буш, выступая на объединенном заседании обеих палат Конгресса c ежегодным посланием о положении в стране, сделал тревожное предупреждение относительно Ирака, Ирана и Северной Кореи, заявив, что они создают угрозу всему миру своим оружием массового поражения и своей поддержкой международного терроризма.

«Подобные государства вместе с их террористическими союзниками образуют «ось зла», угрожая миру на всей планете, – заявил президент. – Пытаясь обрести оружие массового поражения, режимы этих трех стран представляют смертельную угрозу».

За минувшие годы многое изменилось в Ираке, Иране и Северной Корее. За это время Ирак был оккупирован войсками международной коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами. Вместо свергнутого диктатора Саддама Хусейна страну возглавило избранное временное правительство, но в самом Ираке начался долгий и кровопролитный мятеж.

Что касается Ирана, то – к удивлению многих международных политических наблюдателей – иранцы избрали президентом страны сторонника жесткой линии Махмуда Ахмадинежада. Тегеран также объявил о намерении возобновить ядерную программу, несмотря на возражения Европейского Союза и США.

И, наконец, Северная Корея решила принять участие в шестисторонних переговорах, на которых речь идет о ядерной программе КНДР.

Нынешнюю ситуацию в этих трех странах по просьбе «Голоса Америки» комментируют три американских эксперта по внешней политике.

Сотрудник нью-йоркского Совета по иностранным делам Стивен Кук считает, что недавние бурные события в Ираке сделали иракскую ситуацию крайне противоречивой. Тем не менее, по его мнению, продолжающаяся демократизация Ирака оказывает сильное влияние на весь Ближний Восток.

«Я думаю, мало кто из арабов, глядя на происходящее в Ираке, думают: неплохо бы, чтобы такое же происходило в моей стране. Но тем не менее, я считаю, иракские выборы, проведенные в январе этого года, получили значительный отклик в таких странах как Саудовская Аравия, Сирия, Египет, Ливан и Иордания».

Основная причина вторжения коалиции в Ирак – оружие массового поражения – в итоге оказалась несостоятельной, и это, по словам Кука, создало массу неприятностей для США: «Одна из проблем, с которыми Соединенным Штатам приходится иметь дело, заключается в том, что, как выяснилось, Багдад был непричастен к терактам 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. А вот та война с терроризмом, которую cсейчас ведут Соединенные Штаты в Ираке, является прямым следствием вторжения войск коалиции на иракскую территорию».

Как считают политологи, подпольные группировки, стоящие за нынешним мятежом в Ираке, состоят главными образом из сторонников и членов партии БААС, которую возглавлял Саддам Хусейн.

В 2002 году президент Джордж Буш также причислил к «оси зла» Иран. Профессор Йельского университета Аббас Аманат, специалист по истории Ближнего Востока, считает, что в результате недавних выборов шиитское правительство Исламской Республики Иран почувствовало себя увереннее. «Сейчас иранские правители, особенно сторонники жесткой линии, считают, что избрание Ахмадинежада означает для них своего рода вотум доверия, во всяком случае, внутри Ирана и даже на международной арене, – говорит профессор Аманат. – Они чувствуют себя в большей безопасности, чем еще пару лет назад, в частности, из-за того, что шиитский режим в Ираке неизбежно будет тяготеть к Ирану».

Сообщение Ирана о том, что он намерен возобновить свою ядерную программу, оживило прежние опасения других стран относительно политики этой страны. По мнению профессора Аманата, избрание нового иранского президента укрепило уверенность Ирана в своих действиях также и в ядерной области.

Северная Корея почти все три последних года препиралась с другими странами относительно ядерного разоружения. Но в настоящее время Северная Корея участвует в шестисторонних переговорах в Пекине по поводу ее ядерной программы. Однако бывший посол США в Китае и Южной Корее Джеймс Лилли, ныне сотрудник Института американского предпринимательства в Вашингтоне, считает, что северокорейское руководство в последние годы нисколько не смягчило свой репрессивный политический режим.

«У них в Северной Корее сотни тысяч людей находятся в лагерях, – говорит он. – Их туда сажают целыми семьями. Население голодает, поскольку огромные средства тратятся на военные цели: на это уходит, возможно, до 30% экономики страны. Граждане КНДР бегут в Китай. Вся северокорейская жизнь тотально идеологизирована. Марширующие войска на парадах заставляют вспомнить Нюрнберг 1935 года. А все это вместе напоминает «1984» Джорджа Орвелла».

Ким Чен Ир попытался немного реформировать экономику Северной Кореи, однако эти попытки не дали никаких результатов, говорит Лилли. При этом он думает, что Северная Корея вряд ли остановит работу над своей ядерной программой.

В 2002 году президент Буш говорил о трех странах, образующих «ось зла». Он пытался предупредить о смертельной угрозе человечеству. И до сих пор Ирак, Иран и Северная Корея продолжают привлекать к себе настороженное внимание всего мира. Как считает большинство политологов, эти три страны, без сомнения, по-прежнему способны сыграть весьма значительную роль на международной арене.

XS
SM
MD
LG