Линки доступности

«Гринпис России» о высказывании Путина насчет экологов и нефтедолларов


На встрече с российскими правозащитниками президент Владимир Путин в категорической форме объяснил, что ни при каких обстоятельствах не допустит финансирования политической деятельности в России из-за рубежа и не позволит экологам встать на пути нефтедолларов.
Эти вопросы по просьбе Русской службы «Голоса Америки» комментирует директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков.

Люсьен Фикс: Как российские экологи восприняли прямые нападки на них главы российского правительства?

Иван Блоков: Дело в том, что российское законодательство четко предусматривает единственный запрет на финансирование из-за рубежа. Это запрет на финансирование политических партий. Что касается финансирования политической деятельности, то интересный вопрос: что же господин Путин имел в виду под политической деятельностью? Председатель комитета по экологии Государственной Думы г-н Грачев, расширяя тезис г-на Путина, заявил, что общественные экологические организации должны заниматься посадкой деревьев, посадкой лесов, наблюдением за рыбами, но ни в коем случае не лезть в политические вопросы, такие, как строительство нефтепроводов и атомная энергетика. На наш взгляд, дается расширительное толкование любым требованиям закона и любому здравому смыслу. Это может быть реально использовано для того, чтобы серьезно помещать деятельности любой общественной организации.

По поводу нефтедолларов сказать что-нибудь очень сложно. По всей видимости, это было сказано в связи с тем, что одним из объектов, который пытаются не допустить экологи, – это пост на Балтийском море, точнее, не строительство порта на Балтийском море, а недопущение прохождения однокорпусных судов через Балтику. И действительно, однокорпусные танкеры представляют собой крайне серьезную угрозу экосистемам Балтики. Все страны, окружающие Балтийское море, кроме России, в полной мере подлежали созданию особо чувствительных морских зон и недопущению однокорпусных танкеров. А в мире против создания таких зон в Балтийском море выступили всего три страны, которые выпустили совместное заявление: это Россия, Панама и Либерия. Сложно комментировать как это заявление, так и то, что имел в виду Путин. Он имел в виду, что мы должны выступать в таком составе?

Что касается финансирования общественных организаций из-за рубежа, российская система законодательства такова, что она фактически не позволяет развиваться благотворительности. Не существует никаких налоговых льгот ни для граждан, ни для организаций, которые желают перечислить деньги на благотворительность. В этом отличие как от законодательства США, так и от законов, принятых в развивающихся странах Восточной Европы, например, в Венгрии, где граждане страны могут до одного процента подоходного налога списать на благотворительность. Это включает как экологию, так и помощь детям, церковным организациям и т.д. В России подобной системы нет, хотя до 1999 года подобная возможность у наших граждан и организаций была.

Л.Ф.: Кто финансирует работу «Гринпис России»?

И.Б.: Работу «Гринпис России», как и работу «Гринпис» во всем мире, финансируют частные сторонники. Это сторонники «Гринпис» в России, которые дают нам около 20% дохода, так и наши сторонники – граждане скандинавских стран, граждане Германии, люди, которые обеспокоены судьбой природы во всем мире. «Гринпис» проходит специальную мощную аудиторскую проверку той же компанией, которая проверяет швейцарское правительство, чтобы продемонстрировать всем желающим отсутствие каких-либо корпоративных, политических или государственных денег, в том числе и нефтяных денег.

Надо сказать, что в разных странах мира «Гринпис» неоднократно обвинялся в том, что он работает на разного рода спецслужбы или организации. Совсем недавно «Гринпис» в Австралии обвинялся в том, что он работает на КГБ, – в силу того, что он выступает против радиоактивных отходов на территории Австралии. Естественно, в России «Гринпис» неоднократно обвинялся в сотрудничестве с ЦРУ, а также с нефтяной индустрией, когда выступал против атомной промышленности.

Это не удивительно, это обвинение достаточно типично. Это грязная пропаганда, которая часто ведется представителями структур, которые хотят заработать деньги.

Л.Ф.: Не считаете ли вы, что своим заявлением президент Путин пытается просто прекратить работу «Гринпис России»?

И.Б.: Своим заявлением президент, по-видимому, дает понять своим службам, что есть области, в которых они должны усилить борьбу с общественными организациями. Дело в том, что возможность воздействия со стороны общества на существующие российские власти почти равна нулю. Одной из тех областей, где все-таки есть возможность влияния населения, была экология. Понятно, что во многих случаях это не нравится властям. Совершенно очевидно, что это заявление – очередная попытка приостановить воздействие на власти, которое оказывает население.

Я могу привести в качестве примера, что когда принимался закон о ввозе в Российскую Федерацию отработанного ядерного топлива, 93% населения были категорически против ввоза в Россию радиоактивных отходов. При этом 91% парламентариев проголосовали «за». Вот это показывает позицию современной власти.


XS
SM
MD
LG