Линки доступности

Обзор печати от 21 июля 2005 г.


Путин против зарубежного капитала. В газете «Нью-Йорк таймс» опубликована статья Софии Кишковски под заголовком «Путин снова критикует политическую помощь из-за рубежа». В ней говорится: «В среду президент России Владимир Путин в очередной раз сделал резкое заявление в адрес финансирования политической деятельности в России из-за рубежа, что отражает беспокойство Кремля по поводу недавних революций в бывших советских республиках, и, как считает Кремль, их финансирования Западом. Отвечая на вопросы сформированного Кремлем Совета по содействию развитию институтов гражданского общества в России, Путин заявил: «Категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в Российской Федерации. Ни одно уважающее себя государство этого не допускает, и мы не допустим». «Давайте сами решать внутриполитические проблемы России. Мы не первобытное общество», – завершил свое выступление Путин».

«Многие активисты-правозащитники считают, что новосозданный Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека предназначен для того, чтобы контролировать нарождающиеся российские неправительственные организации и отвлечь внимание от таких чувствительных тем, как Чечня», – замечает автор статьи в газете «Нью-Йорк таймс».

Американский конгрессмен критикует Каримова. «Новая реальность в Узбекистане»: под таким заголовком помещена статья Илеаны Рос-Лехтинен в газете «Вашингтон таймс» о ситуации в Узбекистане. Автор статьи – член Палаты представителей от Республиканской партии, представляющая в Конгрессе штат Флориду и возглавляющая подкомитет по Ближнему Востоку и Центральной Азии. «После событий в Андижане, – говорится в статье, – Узбекистан и весь центрально-азиатский регион стоит перед лицом новой действительности. С тех пор, как Узбекистан обрел независимость в 1991 году, он стал одним из самых репрессивных режимов в мире: правозащитная организация «Фридом хаус» ставит его в один ряд с Зимбабве и Беларусью по нарушениям политических и гражданских прав, а организация «Фонд Наследия» отдала Узбекистану 147 место, которое он разделил с Ираном и Кубой. В отчете Госдепартамента США по правам человека положение с соблюдением прав человека в Узбекистане названо «очень плохим».

Автор статьи считает, что хотя жесткий курс режима в политике и экономике привел к невероятной бедности, коррупции и возмущению со стороны населения Узбекистана, события в Андижане могут послужить катализатором политической и экономической либерализации. Узбекскому правительству необходимо понять, что оно теряет популярность, и если оно не примет нужные политические и экономические решения, чтобы бороться с нестабильностью и терроризмом, ему придется заплатить дорогой ценой.

Тем не менее, продолжает автор, узбекское правительство продолжает вести дела по-прежнему. За последние несколько недель были арестованы или избиты десятки правозащитников не только в Андижане, но и в Ташкенте. Президент Каримов должен понимать, что будущее американо-узбекских отношений зависит от существования открытой политической системы и независимых политических партий, равно как и от улучшения ситуации с правами человека и серьезных структурных экономических реформ. Кроме того, Узбекистан должен предоставить своим гражданам и международному обществу возможность независимого прозрачного расследования событий в Андижане.

«Если правительство Узбекистана не пойдет на политические и экономические реформы, мы должны предпринять необходимые меры для привлечения правительства Каримова к ответственности за акции против узбекского народа», – пишет конгрессмен Илеана Рос-Лехтинен в газете «Вашингтон таймс».

Чем опасно недоверие между Вашингтоном и Москвой? «Между США и Россия установилось взаимное недоверие. Разногласия угрожают антитеррористическим усилиям»: так озаглавлена статья Анны Бадхен, появившаяся на страницах газета «Сан-Франциско кроникл». В ней автор рассматривает проблему растущего несогласия между Россией и Соединенными Штатами, которое может негативно отразиться на войне США с терроризмом. Причиной возможного охлаждения американо-российских отношений, по мнению автора, является ситуация, сложившаяся вокруг американских военных баз в Узбекистане и Кыргызстане. В этом месяце Кремль при поддержке Шанхайской организации сотрудничества заявил, что США должны назначить дату вывода своих войск из центрально-азиатского региона, где уже четыре года находятся две тысячи военнослужащих.

Требование России вызвало неудовольствие у администрации Буша, не желающей терять позиции в регионе, который имеет решающее значение в борьбе с терроризмом и в соседстве с главным врагом времен «холодной войны». Официальные лица Вашингтона отклонили требование России, на что МИД России заявил, что он «озадачен» такой реакцией США. В качестве еще одного знака охлаждения отношений Россия обнародовала планы проведения совместных военных операций с Китаем, что, по мнению автора, должно напомнить Вашингтону о том, что у России есть «другие геополитические возможности выбора», как сказал американский эксперт по внешней политике Анатоль Ливен.

Еще в 2003 году, пишет Анна Бадхен, президент Буш назвал Россию «страной, в которой процветают демократия, свобода и власть закона». «Но сейчас у обеих сторон иной взгляд друг на друга», – говорит Майкл Макфол из вашингтонского Центра Карнеги. – Буш стал более подозрителен по отношению к Путину, главным образом из-за «свертывания демократии и неохотного сотрудничества России в других аспектах».

«После терактов 11 сентября 2001 года, – говорится в статье, – Россия повела себя как главный союзник США, поддержав войну в Афганистане и поделившись военной разведывательной информацией. В ответ Вашингтон прекратил критику по поводу Чечни и политических свобод в России. Но взаимная доброжелательность начала сходить на нет после объявления США о планах войны в Ираке, а также в связи с военным присутствием США в Центральной Азии, попытками Кремля заглушить голос оппозиции, нарушениями прав человека в Чечне, выборами в Украине и помощи в построении ядерного комплекса в Иране». По мнению сотрудника Никсоновского центра в Вашингтоне Николаса Гвоздева, «Путин считает, что госдепартамент и Конгресс используют «цветные революции» не для развития демократии, а для достижения американских геополитических целей, а также для влияния на выборы президента России в 2008 году».

«Россия почувствовала себя в униженном положении, продолжает автор, – после того, как Конгресс пригласил одного из основных акционеров ЮКОСа Леонида Невзлина выступить с докладом о Михаиле Ходорковском. Официальный представитель Кремля заявил, что это приглашение, вкупе с отказом США выдать Невзлина, чью экстрадицию Россия запросила у США в связи с обвинением в убийствах, мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, ставит в опасность отношения между Путиным и Бушем. Все это ведет к растущему недоверию: по результатам опроса, проведенного в мае радиостанцией «Эхо Москвы», около половины респондентов посчитали позицию США по отношению к России враждебной».

«По мнению экспертов, пока не ясно, насколько США и Россия готовы отдалиться друг от друга. Страны имеют общие интересы в области терроризма, ядерного и оружия массового уничтожения, нефтегазовой промышленности. Но «времена, когда Белый Дом готов закрыть глаза на нарушения прав человека в России, прошли, – говорит Гвоздев. – Да, Россия – важный партнер, но я думаю, что мы возвращаемся к той системе, когда сотрудничество рассматривается на основе отдельных случаев». Слова американского эксперта приводит Анна Бадхен в своей статье в газете «Сан-Франциско кроникл».

Обзор подготовила Джулия Аппел.

XS
SM
MD
LG