Линки доступности

Обзор печати от 9 июля 2005 г.


Экономический потенциал и политическая воля. «Если Кремль не сделает твердый политический выбор в области экономики, перед Россией встанет перспектива ограниченного экономического роста. Ее экономический потенциал не будет реализован», – считает обозреватель агентства UPI Питер Лавелл. Выбор, о котором идет речь, касается использования средств, накопленных в стабилизационном фонде. Аналитическая статья Лавелла на эту тему появилась в ежедневном обозрении-дайджесте «Johnson’s Russia List».

«Олигархи исчезли, на смену им пришли конкурирующие кремлевские группировки, но при этом проблемы инфляции, инвестиций и стабильности рубля не решаются. В результате российскому экономическому буму может наступить конец, – говорится в статье. – Вначале все шло хорошо для президента Владимира Путина. Экономика развивалась темпами, вызывавшими зависть на Западе. Путин пообещал за десять лет удвоить внутренний валовой продукт. Однако затем ситуация начала меняться. Жесткое налогообложение доходов от продажи нефти, преследование и разрушение компании ЮКОС привели к спаду инвестиций и снижению нефтедобычи».

«Российская экономика продолжает развиваться, но темпы этого развития тревожат большинство экономистов, – продолжает Лавелл. – Надежды Путина на удвоение ВВП за десять лет рушатся… Путин старается приободрить российских и иностранных инвесторов. Приняты новые законодательные нормы, благоприятные для инвесторов, снижен временной лимит на пересмотр приватизации с десяти до трех лет. Путин встретился с иностранными инвесторами и заверил их, что дело ЮКОСа относится к разряду единичных и что Россия открыта для их капиталов».

«На самом деле, однако, все очень просто. И сам Путин, и борющиеся за власть кремлевские кланы, и – самое главное – российские и иностранные инвесторы знают, что иностранцам фактически перекрыт доступ в энергетический сектор и предприятия, которые считают «стратегическими». Поэтому инвесторы настроены весьма скептически».

«При всех разногласиях и компромиссах между различными группировками в Кремле российская экономика может развиваться нынешними темпами еще несколько десятилетий. При 144 миллиардах долларов валютных резервов, положительном сальдо торгового баланса и внешнем долге, составляющем всего 17% ВВП, опасность в ближайшем будущем России не грозит. Единственное, что отсутствует, – это политическая воля, которая позволила бы реализовать российской экономический потенциал», – заключает свои заметки обозреватель UPI Питер Лавелл.

Восточная Европа смотрит на Восток. Экономическую тему продолжает «Нью-Йорк таймс» в статье о состоянии торговли между Россией и странами Восточной Европы, Опираясь на мнения экспертов, газета отмечает, что эти страны подумывают о расширении торговых связей с Москвой. «Вслед за крушением СССР рухнули и торговые связи между Россией и Восточной Европой, – пишет автор статьи Джуди Демпси. – Только в последние несколько лет восточноевропейские компании начали освобождаться от привычных предубеждений и открывать для себя огромный российский рынок. По меркам прежних времен масштабы восточноевропейской торговли с Россией мизерны. Однако сейчас открываются перспективы их существенного расширения… За последние три года Венгрия, Польша, Словакия и Чехия значительно расширили свою деловую активность на русском рынке». В то же время, отмечает газета, «несмотря на открывающиеся перспективы для бизнеса, политические элиты во многих из этих стран, прежде всего в Польше, продолжают относиться к России с опаской».

«При своих громадных энергетических ресурсах Россия остается главным торговым партнером восточноевропейских стран, ее профицит в торговле с ними составляет 10 млрд евро. Благодаря высоким мировым ценам на нефть ценам ежегодный прирост российского промышленного производства превышает 5,6%. А это означает, что в России растет спрос на потребительские и другие товары из стран Восточной Европы. Если российская экономика будет развиваться такими же темпами и дальше, она может дать восточноевропейским компаниям мощный стимул», – пишет «Нью-Йорк таймс».

«В чисто экономическом плане Польша начинает переоценку своей торговли с Россией; тот же процесс, но более медленно, идет в Венгрии и Чехии», – цитирует газета мнение профессора Геттингенского университета Питера Шульце.

В Киргизии жаждут спокойствия. В воскресенье в Киргизии состоятся президентские выборы. Этому событию посвящена присланная из Бишкека статья корреспондента «Крисчен сайенс монитор» Фреда Уэйра. «По всей вероятности, – пишет он, – победа достанется нынешнему исполняющему обязанности президента Курманбеку Бакиеву. В то же время многие надеются, что выборы обеспечат легитимность и стабильность после последних четырех беспокойных месяцев. За это время в киргизской экономике произошел резкий спад, а авторитет центральной власти был сильно подорван. По мнению экспертов, популярный политический деятель, выходец с бедного юга страны Бакиев практически обеспечил себе победу еще в середине мая, вступив в альянс с другим видным политиком – Феликсом Куловым. По условиям договоренности между ними, в случае избрания Бакиева президентом Кулов станет премьер-министром. Однако существуют опасения, что после выборов этот тандем может распасться».

«В Бишкеке стоит удушающая жара даже по среднеазиатским нормам: на термометре под сорок по Цельсию, и прохожих на улицах политика не особенно волнует, – сообщает корреспондент «Крисчен сайенс монитор». – Многие желают только стабильности или говорят, что больше всего их беспокоит возможность повторения анархии и грабежей, захлестнувших город после мартовской революции».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG