Линки доступности

Репортер идет в тюрьму


Федеральный судья приказал отправить репортера газеты «Нью-Йорк таймс» Джудит Миллер в тюрьму за неуважение к суду, конкретно – за отказ назвать источник сведений, расследуемых федеральной прокуратурой в связи с криминальным расследованием.

Базирующийся в Нью-Йорке «Комитет защиты журналистов» и ряд других журналистских организаций предупредили, что решение судьи посадить за решетку репортера произведет леденящий эффект на прессу и поощрит злоупотребления чиновников.

Федеральный судья приказал держать Джудит Миллер в заключении до тех пор, пока она не назовет имя человека, сообщившего ей о том, что Валери Плейм является тайным агентом ЦРУ. Практически ее могут не выпускать до истечения срока работы Большого жюри в октябре нынешнего года.

…Эта история началась в 2003 году, в разгар дебатов о начале военной операции в Ираке. Бывший посол США в Африке Джозеф Уилсон публично поставил под сомнение утверждение президента Буша о том, что Саддам Хусейн имеет оружие массового поражения. В ответ консервативный комментатор Роберт Новак поставил под сомнение беспристрастность Уилсона, упомянув среди прочего, что его жена Валери Плейм была оперативным работником ЦРУ под прикрытием диппаспорта. При этом Новак сослался на непоименованный источник в администрации Буша.

Федеральная прокуратура начала расследование, поскольку предание гласности личности сотрудника разведорганов является в США преступлением. Подобная огласка ставит под угрозу жизнь самого сотрудника и всех, кто с ним контактирует. Роберта Новака вызвали на допрос, и, судя по тому, что по отношению к нему не было применено никаких санкций, он дал показания следствию.

Другой журналист – сотрудник еженедельника «Тайм» Мэтью Купер, опубликовавший после Новака имя Валери Плейм в своем журнале, согласился сотрудничать с прокуратурой после того, как источник, на который ссылался «Тайм», освободил Купера от обещания держать его имя в тайне.

Третий репортер – Джудит Миллер, беседовавшая с непоименованным источником по поводу Валери Плейм – не успела опубликовать в печати никаких материалов по этому поводу. Тем не менее федеральный прокурор требует от нее назвать источник, мотивируя это необходимостью установить, идет ли речь об одном или нескольких лицах, разгласивших имя секретного сотрудника. Миллер отказывается сделать это, заявляя, что работа с конфиденциальными источниками является альфой и омегой журналистики.

Ее начальник – главный редактор «Нью-Йорк таймс» Билл Келлер говорит, что заключение в тюрьму репортера чревато тяжкими последствиями для всего журналистского сообщества: «Это печальный факт, поскольку в будущем сотрудники государственных ведомств будут бояться сообщать нам сведения, а руководители этих ведомств сочтут, что им все сойдет с рук».

Не все, однако, разделяют подобную позицию. Обозреватель газеты «Чикаго трибюн» Стив Чэпмен считает, что в ходе уголовного расследования журналисты обязаны подчиняться тем же требованиям, что и все остальные свидетели: «Репортеры заявляют о праве публики на информацию. Но в данном деле публике не полагалось знать имя тайного агента ЦРУ, поскольку эта информация ставит под угрозу ее жизнь».

Другие наблюдатели отмечают, что своим отказом сотрудничать со следствием Джудит Миллер помогает администрации расправляться руками репортеров с неугодными ей лицами.

Как полагает президент Ассоциации новостных редакций радио и телевидения Барбара Кокран, выходом стало бы принятие федерального закона, освобождающего журналистов от необходимости разглашать источники своих сведений. «Мы считаем, – говорит она, – что федеральный закон сыграл бы роль щита, под защитой которого журналисты могли бы без боязни выполнять свои профессиональные обязанности».

Подобные законы существуют на штатном уровне, действуя в 49 штатах из пятидесяти.

XS
SM
MD
LG