Линки доступности

Вся надежда на «Войну миров»


Лето в американском кинопрокате – время выхода на экраны фильмов, на которые голливудские студии делают ставку по части коммерческого успеха: как правило, бюджет этих потенциальных блокбастеров зашкаливает за отметку 100 миллионов, и заняты в них, опять-таки как правило, звезды, одно лишь имя которых в титрах гарантирует рекордные кассовые сборы, по меньшей мере, в премьерный уикэнд. Однако лето нынешнего года пока что не принесло ничего, кроме откровенных разочарований.

Одним из первых в списке не оправдавших надежд на прокатный успех стала историческая эпопея одного из самых кассовых режиссеров мира Ридли Скотта «Царство небесное». Напомним: в его послужном списке шедевр научной фантастики «Чужой», положивший начало жанру киберпанка «Бегущий по лезвию бритвы», феминистский суперхит «Тельма и Луиза», историческая эпопея «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли, принесшая ему номинацию на Оскара, а создателям фильма – внушительные прибыли. Увы, последний фильма Скотта, создание которого обошлось в 130 миллионов, за восемь недель проката собрал всего лишь 47 миллионов.

Еще один не оправдавший надежд на коммерческий успех, несмотря на дружный одобрительный хор критиков, фильм «Нокдаун» с оскаровским лауреатом Расселом Кроу в главной роли (получил он Оскара, кстати, не за «Гладиатора», а за фильм «Игры разума» Рона Ховарда). Он же, Ховард, – режиссер фильма, о котором идет речь. Относительно скромный бюджет фильма – 88 миллионов долларов – все еще не окупился за четыре недели проката, собрав всего лишь 50 миллионов.

Вышедший на экраны за два дня до начала праздничного уикэнда Дня независимости фильм Стивена Спилберга «Война миров» (в главных ролях Том Круз и Дакота Феннинг) обещает положить конец полосе невезения, которая длится уже 18 недель: все это время прокатные сборы сильно отстают от сборов 2004 года.

Подобная «невезуха», как утверждает один из онлайновых аналитиков Брэндон Грей, в своем роде рекорд: вот уже около двадцати пяти лет ничего подобного не случалось.

Согласно опросу, проведенному «Ассошиэйтед пресс» и «Америка онлайн», одной из причин резкого снижения кассовых сборов является тот факт, что многие американцы предпочитают смотреть фильмы дома. Иными словами, готовы ждать выхода фильма в видеопрокат (и заодно самим разогревать пакетики с готовым к употреблению попкорном).

Многие продюсеры считают причиной резкого падения кассовых сборов тот факт, что, помимо видеопроката, у кино появились еще и такие серьезные конкуренты, как видеоигры и интернет.

Однако Грей придерживается иной точки зрения: «Похоже, что причиной происходящего являются сами фильмы. Они не слишком захватывают, а порой и просто скучны».

Единственным исключением в списке «обманувших надежды» стал третий эпизод – приквел «Звездных войн». Умеренно успешные ленты «Бэтмен: начало» и мультипликационный фильм «Мадагаскар», по словам Грея, опять-таки не выдерживают сравнения с прошлогодними середняками: «Гарри Поттер», «Послезавтра», «Троя», «Шрек 2».

А образовавшийся дефицит успеха так велик, что вряд ли его можно будет преодолеть за счет фильмов, которые выйдут на экраны в июле. «Даже если он станет рекордным по части сборов, в общем и целом, – говорит Грей, – догнать 2004 год Голливуду вряд ли удастся».

Правда, Грей тут же добавляет, что сравнение с 2004 годом можно назвать неправомерным, потому что это был год выхода на экраны фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы», опрокинувшего все существовавшие до сих пор представления о кассовых возможностях фильма подобного жанра. Фильм стал культурным событием года, побил все рекорды кассовых сборов, при этом на него пошли зрители, на которых обычно ставка не делается, иными словами – не те, кто ходят в кино регулярно.

Но вернемся к году 2005 и к самому успешному фильму летнего сезона – «Звездным войнам» Джорджа Лукаса. Продюсер фильма Рик Маккаллум говорит, что оборудование во многих кинотеатрах Америки не отвечает стандартам, на которые рассчитана фонограмма фильма: «Мы истратили миллионы на монтаж фонограммы, а при этом с трудом наберется сотня кинотеатров, в которых зрители услышат то, чего в результате мы добились в смысле звучания».

Маккаллум считает одной из причин финансового недобора 2005 года недостаток кинотеатров, построенных по последнему слову техники. Один из таких кинотеатров, построенных фирмой «Кодак» в Москве, делает колоссальные сборы. «Это не просто кинотеатр, – говорит Маккаллум, – это целый микрокосм: здесь есть бары, здесь можно пообедать и послушать джаз. Мы должны строить нечто подобное, если не хотим терять зрителей».

Однако эту точку зрения решительно оспаривает Стивен Спилберг, убежденный в том, что улучшение качества кинотеатров не спасет положения: «Я не верю в то, что ответственность лежит на тех, кто фильмы демонстрирует. Для того, чтобы наши фильмы доходили до зрителя, нет необходимости искать «новую платформу» или создавать экраны в три раза больше прежних. И системами IMAX, снабди ими хоть весь мир, зрителя тоже не заманишь в кинотеатры. Мы должны делать фильмы, которые хочется смотреть. Я не верю, что кассовые сборы упали, потому что люди сидят у телевизоров, потому что у них есть кабельные каналы или потому, что они всю дорогу заняты видеоиграми. Я в это не верю. Сделайте хороший фильм – и люди придут его смотреть».

Насколько успешной будет «Война миров», покажут данные о кассовых сборов, которые публикуются на следующей неделе после выхода фильма в широкий прокат. Как правило, кассовые сборы в премьерный уикэнд – достаточно точный индикатор того, станет ли фильм блокбастером.

XS
SM
MD
LG