Линки доступности

Обзор печати от 21 июня 2005 г.


Слабое государство с сильными чиновниками. О докладе Организации по экономическому сотрудничеству и развитию Европы, посвященном России, информирует «Файнэншиел таймс».

«Россия – слабое государство с сильными чиновниками, - говорится в обнародованном в понедельник документе этой парижской исследовательской организации. - В настоящее время она эволюционирует в сторону все большего вмешательства государства в политику и экономику, не регулируемого какими-либо установленными правилами».

По мнению составителей доклада, одной из главных стоящих перед Россией задач является избавление от коррупции и политического воздействия на судебную систему и ликвидация так называемой «теневой юстиции».

«Этот вывод – недвусмысленное напоминание о присвоении государством активов нефтяной компании «Юкос» и преследовании ее основателя Михаила Ходорковского», - комментирует газета и цитирует следующий пассаж из доклада: «Российские службы безопасности, прокуратура и милиция в высшей степени политизированы и часто используются против бизнесменов, конфликтующих с федеральными и местными властями».

Буш-Путин: советы постороннего. С упоминания о деле «Юкоса» и приговоре его основателю Михаилу Ходорковскому начинает свою статью в «Вашингтон таймс» и бывший американский посол в Марокко Марк Гинсберг, в настоящее время – ведущий обозреватель новостной программы телекомпании «Фокс ньюс». Это дело, по его мнению, окончательно поставило под сомнение данное Путиным президенту Бушу обещание вести Россию по пути демократических реформ.

«К сожалению, - пишет автор статьи, - реакция администрации президента Буша на приговор Михаилу Ходорковскому была смазанной, непоследовательной и вызывает разочарование… Американская политика по отношению к России или ее подобие, находится в состоянии какого-то вечного пересмотра, который и выдается за политику. Это тем более удивительно, что проводить ее поручено Кондолизе Райс, которая занимается русскими делами в течение всей своей карьеры. На фоне стагнации в американо-российских отношениях и неадекватной реакции на это состояние со стороны Кондолизы Райс возникает опасность повторения ситуации времен президентства Клинтона, а именно: неспособность дать нелицеприятную оценку происходящему в России и игнорирование последствий все более авторитарной политики президента Путина для американских интересов. Если это будет продолжаться и дальше, очень скоро Кондолизе Райс, возможно, придется выслушивать те же упреки, которые ее республиканские коллеги хором скандировали в адрес администрации Клинтона: «Кто проворонил Россию?».

Далее бывший посол дает несколько собственных рекомендаций Белому дому: «Необходимо, - подчеркивает он, - отказаться от ошибочного мнения, будто упадок демократии в России не наносит ущерба американским интересам. Администрация президента Буша должна самым эффективным образом поддержать российские демократические силы… Необходимо оказать давление на Кремль. Мерилом его приверженности демократическим реформам, в числе прочего, должно стать немедленное освобождение Михаила Ходорковского, восстановление независимых СМИ и прекращение гонений на институты гражданского общества. Напоминанием президенту Путину, что за антидемократический путь развития надо платить, может стать отсрочка приема России во Всемирную торговую организацию и пересмотр ее членства в составе «Большой восьмерки».

«Президент Буш наверняка разочарован тем, что неправильно истолковал намерения Путина, - отмечает в заключение автор статьи в «Вашингтон таймс» Марк Гинсберг. - Пора уже воплотить это разочарование в эффективную реакцию».

После Андижана: вердикт ОБСЕ. О результатах предварительного расследования кровавых событий в Андижане Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе сообщает «Нью-Йорк таймс». Отчет, подготовленный выезжавшими в Киргизию сотрудниками организации, был опубликован 20 июня.

Из документа явствует, что узбекские силы использовали при подавлении восстания в Андижане неограниченную силу и, насколько можно заключить, уничтожили без суда и следствия от трехсот до пятисот безоружных местных жителей. Кроме того, в докладе решительно опровергаются утверждения узбекских властей, что восстание в Андижане было организовано исламскими фанатиками или экстремистами.

«Пока не ясно, какой эффект произведет этот доклад. Однако уже есть признаки того, что узбекские власти, по мере усиливающейся критики, избрали линию на самоизоляцию вместо сотрудничества с Западом», - говорится в статье.

Обзор подготовил Лио Стерн

XS
SM
MD
LG