Линки доступности

Обзор печати от 20 июня 2005 г.


Центрально-азиатская дилемма Соединенных Штатов. Обозреватель столичной «Вашингтон пост» Джексон Дил анализирует политику США в Центральной Азии и критикует позицию Пентагона по отношению к Узбекистану.

«Министерство обороны продолжает настаивать, что в этом регионе нет другой страны, где можно было бы разместить военные базы, и поэтому США должны поддерживать тесные отношения с режимом Ислама Каримова, несмотря на его диктаторский характер, - пишет автор статьи. - Эту позицию можно оправдать, лишь предположив, что в Центральной Азии демократизация не предвидится, и что Вашингтону все еще крайне необходимы базы для поддержки военных операций в Афганистане».

«Что касается баз, - замечает Джексон Дил, - то в ближайшем будущем в распоряжение США поступит бывшая советская военная база в Баграме, к северу от Кабула. Что же до отсутствия надежд на демократизацию региона, то пример Кыргызстана не подтверждает этого предположения. Как заявила на прошлой неделе в Вашингтоне исполняющая обязанности кыргызстанского министерства иностранных дел Роза Отунбаева, новое правительство страны твердо намерено провести 10 июля свободные и честные выборы. Она подчеркнула также, что демократическое правительство Кыргызстана будет сотрудничать в вопросах безопасности, как с Россией, так и с Соединенными Штатами».

По словам Отунбаевой, многие в Вашингтоне скептически отнеслись к планам Кыргызстана по демократической трансформации страны. Во время беседы с госсекретарем США Кондолизой Райс Роза Отунбаева попросила Вашингтон выделить средства на развитие независимых кыргызстанских СМИ и помочь ее правительству в обучении служащих сил безопасности. Она с похвалой отозвалась о роли радио «Свобода» во время демократического восстания и призвала Соединенные Штаты защищать и развивать демократию за их пределами».

«Все вышесказанное, - продолжает журналист, - порождает законный вопрос: почему бы администрации президента Буша не начать переориентацию на Кыргызстан, как на военного и политического партнера, и не перестать сотрудничать с режимом Ислама Каримова? Тем более что ряд военно-воздушных операций уже перенесен из Узбекистана в Кыргызстан по настоянию Каримова, который таким образом выразил недовольство требованием госдепа США провести международное расследование кровавой расправы в Андижане. Такая переориентация окажет неоценимую помощь кыргызстанским демократам: они смогут показать своим согражданам, что демократия приносит ощутимые плоды, ибо позволяет тесно сотрудничать с процветающей сверхдержавой. Свой вывод сделают из этого и мусульманские страны Центральной Азии: они убедятся, что Соединенные Штаты не будут поддерживать диктатуры в обмен на военные базы», - заключает свою статью в «Вашингтон пост» политический обозреватель Джексон Дил.

О чем говорит коэффициент смертности в России. Московский корреспондент балтиморской «Сан» Даглас Берч прислал статью из сибирской деревни Оймякон, посвященную острым демографическим проблемам России. В ней говорится, что жители этой деревни когда-то жили до 70, 80, а то и до ста лет, но в последнее время они умирают значительно раньше. Демографическая ситуация начала ухудшаться в 60 годы, когда советская экономика вступила в период стагнации. После распада СССР в 91 году в России началось резкое сокращение средней продолжительности жизни.

Причины этого явления неясны. Такое случалось в мире лишь во время войны, голода или эпидемий. Средняя продолжительность жизни в России сейчас ниже, чем в любой другой промышленно развитой стране. Мужчины живут в среднем 59 лет и 11 месяцев, что на 15 лет меньше, чем в Европе и США. Россиянки живут 73 года – на семь лет меньше, чем женщины западных стран.

«С 89 года население России сократилось на четыре с половиной миллиона человек. По оценкам ФСБ, к 2050 году число россиян может опуститься ниже стомиллионной черты. Ученые нашли объяснение 50 процентам ранних смертей в России: это алкоголизм и психологический и социальный стресс, вызванный потерей гражданами привычного социального статуса. Чем еще объясняется беспрецедентная для современного развитого общества высокая смертность, остается загадкой», - отмечает корреспондент балтиморской «Сан» Даглас Берч.

Кто следующий после Ходорковского? В статье московского корреспондента «Бостон глоб» Анны Долговой говорится о том, что с момента объявления приговора Михаилу Ходорковскому в деловых и политических кругах России все чаще слышится слово «страх». По мнению многих россиян, окончание процесса Ходорковского обозначило не конец, а начало следующего этапа российской истории.

«Разгром «Юкоса», - продолжает журналистка, - вызвал нервозность среди российских бизнесменов. По словам Дмитрия Зимина, основателя крупной телефонной компании «Вымпелком», наиболее активные российские бизнесмены не хотят стать следующими жертвами. «Они уезжают из страны, - сказал Зимин корреспонденту «Рен-ТВ» 31 мая, в день вынесения вердикта Михаилу Ходорковскому. - Вы можете увидеть их в Лондоне, в Америке, в Израиле. Они бегут отсюда. Мне страшно, мне просто-напросто страшно…».

По оценке международной исследовательской компании «Фитч рейтингс», в прошлом году бегство капитала из России достигло 33 миллиардов долларов и продолжает стремительно расти.

Один из лидеров либеральной оппозиции, Сергей Иваненко, считает, что бояться должны не только российские бизнесмены. Выступая в воскресенье на радиостанции «Эхо Москвы», он сравнил дело Ходорковского с тем, как начинался сталинский Большой террор второй половины 30 годов. «Вначале были устроены громкие показательные процессы, а затем развернулись репрессии против рядовых граждан», - цитирует Сергея Иваненко московский корреспондент «Бостон глоб» Анна Долгова.

Обзор подготовил Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG